Тони: «Ну, и что ты умеешь?»
Матильда: «Убивать».

Фильм начинается как банальный боевик: киллеру заказывают клиента. Клиент должен уладить кое с кем кое-какие дела. Для этого вызывают Леона, который даже в солнечный день появляется из темноты и в нее же уходит, выполнив свое задание. Казалось бы, чего же боле? Ну, что можно такого выдумать из вполне обычного боевика?.. Люк Бессон вставил в эту историю маленькую девочку Матильду. И в результате мы имеем совсем не то, что обещали первые кадры.

Компания Gaumont давно славится производством замечательных фильмов, лишний раз подтверждающих, что кино — это если не важнейшее, но все же искусство. Фильм «Леон», поставленный Люком Бессоном по собственному сценарию — это что-то такое, чего вы точно раньше никогда не видели и вряд ли увидите когда-нибудь еще. После просмотра этого фильма ощущения в душе такие, будто прочитал хороший роман. Я посмотрела полную авторскую версию и после просмотра потом долго не могла понять, как из этого фильма удалось вырезать целых 25 минут! В фильме нет ни одного лишнего кадра! Вся история построена в единую логичную нить; жестокая, но в тоже время какая-то трогательная история дружбы маленькой девочки и маститого убийцы на фоне города, который нам все время показывают как бы с крыши, как будто мы находимся рядом со снайпером, выглядывающим в толпе свою жертву. Неприятный холодок пробегает по спине: любой может стать мишенью на открытых ладонях большого города. Укрыться негде. Если тебя выбрали целью, то даже ребенок способен выстрелить из винтовки с оптическим прицелом.

Актерский состав фильма более чем знаменит. Леон — Жан Рено, которого можно увидеть почти во всех фильмах Бессона. Леон человек более чем странный. Его образ жизни определяет его «профессия»: спит в полглаза, пистолет всегда наготове, действует как танк, но в тоже время любит молоко и не умеет читать и писать. Очень трогательны его отношения с цветком — его единственным другом. Матильда — Натали Портман, пока еще только будущая звезда «Звездных войн. Эпизод I». Маленькая девочка с глазами волчицы. Она курит, не ладит со сверстниками. Хотя и семейка у нее — папаша как-то завязан с наркотиками, мачеха торгует телом, сестра помешана на похудении, и только маленький братик — единственный, кого она любит. И именно за которого она будет мстить. Всю ее семью расстрелял полицейский по имени Норман Стенсфилд — Гэри Олдмен. Он не настоящий полицейский. В том смысле, что он грязный коп. Он занимается торговлей героином, у него своя банда, он слушает классическую музыку и он полный психопат. Тони — Дэнни Айелло. Тони — посредник между заказчиками и Леоном. Именно он обеспечивает Леона работой. Интересен тот факт, что Леон работает как бы задаром. За каждое дело он получает деньги, но эти деньги хранятся у Тони. Тот выдает Леону на жизнь, обеспечивает его всем необходимым, но денег пока не дает. И тут как бы непонятен такой факт: если Леону не нужны деньги, то почему он убивает людей? Ведь ему не нравится этот образ жизни, ему не нравится, что он живет в тени, как бы за кадром. Приносит ли удовольствие его работа?.. Отвечу однозначное: нет. И даже в фильме нам показывают его страдания, душевные муки мучают его даже более, чем муки телесные. Правда, причина этого так и осталась для меня загадкой. Ведь сам фильм о том, что даже у киллера есть сердце. С другой стороны, что побудило его обучать маленькую девочку своему «ремеслу»? Возможно, именно то, что Леон существует как первобытный человек. Он безграмотен, живет по понятиям, даже убивает как зверь — с ножом подходит к своей жертве, а ведь, по его собственному определению, это в киллерском деле высший пилотаж. Поэтому он по-другому смотрит на жизнь, проще. Если его что и терзает, так это маленькая девочка, нарушившая его одинокий холостяцкий уклад, но не совесть. Впрочем, здесь открывается большое поле для споров.

Стоит ли смотреть этот фильм или не стоит — не знаю, это судить вам, хотя фильм уже давно вошёл в анналы истории и стал классикой. Замечу только, что у каждого своя планка морали. Вам не нравятся истории про насилие, про ненормальную жизнь подростков, про продажных полицейских? Ок, тогда не смотрите, сохраните свои нервные клетки и не обращайте на фильм никакого внимания. А если вы все-таки интересуетесь тем, что происходит в жизни, что бывает в этой самой жизни, и что может быть, если вы не считаете, что эдипов комплекс — это выдумки какого-то старого извращенца по имени Зигмунд, или даже если вам просто нравятся боевики — посмотрите это кино. Актеры сыграли более чем талантливо. Фильм отснят более чем динамично. События развиваются в интересной логической последовательности. Музыка на самом высоком уровне. Лично мне фильм понравился. Но рекомендовать для просмотра всем и вся я бы не стала. Хотя этот фильм — большой подарок поклонникам таланта и Жана Рено, и Люка Бессона, и всех остальных актёров тоже — как я уже сказала, этот фильм уже давно стал классикой.

 

2 мая 2001, в редакции 2018

Впервые опубликовано на kinokritik.narod.ru

IMDb

 

 

Главная страницаЕщё про кино

 

МэтрыСветописьМыслеблудиеАрхив X-files ЛитерографияДемиург

 

2018 © Таэма Дрейден, НеРеалии