Это один из моих самых любимых советских фильмов. Первый раз я его увидела еще в глубоком детстве, но в последствии, когда его показывали по телевизору, обязательно смотрела обе серии (хорошо, что зачастую показ делали в один день). Этот фильм относится к так называемой «рязановской классике» — так называемой, потому что официально такого термина не существует, хотя классика есть. Эльдар Рязанов оставил нам множество замечательных картин на в общем-то повседневные темы, показывающие жизнь «простого советского человека», и этот фильм — как раз из разряда таких. Да ещё на, казалось бы, скабрезную тему, ведь в основе сюжета — о боже! — недопустимые отношения начальницы и подчинённого с целью получения повышения по службе. Но мы-то с вами знаем, что это фильм о любви. И не просто о любви, это история о женщине, которая, в силу обстоятельств, почему-то не сразу стала Женщиной. И оставьте в стороне свои пошлые комментарии из разряда европейских ценностей. Женщина — ещё один вид человека, отличный от мужчины. На самом деле тема «женщины», поднимаемая в этом фильме, здесь может дать повод не одной диссертации по социологии или психологии. И это ещё одна примечательная деталь: развлекая нас забавным сюжетом, режиссёр наполнил историю глубоким смыслом и даже философским подтекстом. Именно поэтому так много людей с упоением прилипало к телеэкранам всякий раз при трансляциях по ТВ, когда оно ещё не было зомбоящиком. Это очень интеллигентное кино со множеством актёров, которых сейчас принято называть Великими (хотя у меня неоднозначное отношение к лицедейству как таковому): Андрей Мягков — Анатолий Ефремович Новосельцев, Алиса Фрейндлих — Людмила Прокофьевна Калугина, Лия Ахеджакова — Вера, Олег Басилашвили — Самохвалов, Светлана Немоляева — Оля Рыжова, Георгий Бурков — завхоз, Петр Щербаков — тот самый Бубликов, Людмила Иванова — Шура из месткома и многие-многие другие, имена которых, может быть, подзабылись, но без участия которых не было бы этой милой, забавной и трогательной истории. Честно говоря, на фоне современного упадка культуры мне очень не хватает именно такого кино. Так что этот фильм останется в памяти зрителей как ностальгия по навсегда утраченным временам, когда люди были другими, и времена были другими, и Москва была такой, какой она уже тоже больше не будет никогда. Сейчас люди говорят на другом языке, изменились жизненные потребности, даже морально-нравственные ценности претерпели существенные изменения. Дело не в том, хорошо это или плохо. Дело в том, что этот фильм — как срез давно ушедшей эпохи, свидетельство минувших дней, которое позволяет тебе немного поностальгировать (особенно тем, у кого молодость пришлась именно на это время). Этот фильм — своеобразный памятник своему времени, наполненный красивыми стихами и замечательной музыкой. Тем не менее, это фильм и о ценностях вечных, которые всегда будут выше материальных потребностей. Эта история показывает нам людей, обретающих себя — а это вневременной вопрос. И хотя условия жизни постоянно меняются (к сожалению, часто не в лучшую сторону), тем не менее, это фильм о жизни как она есть. А жизнь — это такая штука, которая не прекращается даже на работе.
23 декабря 2001, в редакции 2018 Впервые опубликовано на kinokritik.narod.ru
|
Мэтры • Светопись • Мыслеблудие • Аниме • AMV • Архив X-files
Литерография • Худразбор • Мандалы • Промптзона • Демиург
•
2016-2023 © Таэма Дрейден, НеРеалии