NO FATE, amigos!

На мой взгляд, это самое важное и единственно достойное внимания продолжение первой части про машину-убийцу под названием «терминатор». Если первый фильм был создан ради самого себя, нов, свеж и по-своему (в стиле 1980хх) хорош, то эта история отснята уже принципиально качественнее, масштабнее и в каком-то смысле даже эпичнее. Здесь круче всё. А старый терминатор ещё и добрым становится — неожиданно приятный поворот сюжета.

Что мы здесь имеем? Зачав ребёнка от человека из Будущего, Сара Коннор приобрела странную способность: она стала видеть ужасные сны-катастрофы. Она превратилась в депрессивную предсказательницу мрачного Будущего, страдающую тяжёлой формой паранойи, хотя на самом деле она рассказывала только то, что ей стало известно от отца своего ребёнка. Но общество не захотело к ней прислушиваться, её просто посадили в психушку строгого режима — из-за того, что её никто не слушал, она стала очень сильно злиться и её посчитали буйной. Хотя на самом деле Сара всего лишь очень-очень хотела спасти мир, и конечно же её бесило, что никто не хочет её воспринимать всерьёз.

Примечательность этого фильма и главное его отличие от первой части — это, как я уже сказала выше, появление «доброго» терминатора. Разрушительная машина, как нечего делать положившая кучу людей в первой части, здесь появляется чуть ли не как нянька для будущего Предводителя человечества. Разумеется, война между машинами и людьми в Будущем идёт, только машины самосовершенствуются, а люди не все машины уничтожают, некоторые ловят и перепрограммируют для собственной обороны. Что же, вполне логичная идея. Одного из этих перепрограммированных терминаторов в наше время и отправили. А если учесть, что цель номер один для всех терминаторов была и остаётся уничтожение Предводителя человечества — как вы понимаете, это сын Сары Джон — машины посылают свою более усовершенствованную версию для этой высокой с их точки зрения миссии.

Основной смак второго фильма — это не только противостояние хорошего терминатора плохому, но ещё и взаимодействие трудного подростка, который начинает обучать робота-убийцу премудростям человеческой жизни.

При этом мы имеем закольцовку истории, ведь проект Скайнет получил развитие только благодаря руке терминатора из 1984-го и обломку его главного чипа. Можно, конечно, предположить, что машины просто решили ускорить процесс своего создания, ибо они всё равно рано или поздно были бы созданы, но тут авторы как-то не очень заморачивались с временными парадоксами, и это откровенно немного напрягает, так как история как-то излишне упрощается. А ведь шутки со временем уже давно хорошо разобраны не только в кинематографии (начиная со знаменитого Стартрека), но и в научно-фантастической литературе (вспомнить хотя бы раздавленную бабочку у Бредбери).

И вот здесь нужно отметить главную особенность этого фильма: история отснята так зрелищно и захватывающе, что просто не хочется размышлять, чо там да как. Хотя не могу не отметить, что только этому фильму оказалось позволено простить недоработки вселенной, ибо слишком уж он замечательный и классный. Однако с последующими сериями оказалось не всё так просто, хотя сюжетные косяки продолжений взяты не откуда-нибудь, а именно из первых двух фильмов. Потому что, по большому счёту, тут надо задумываться даже не о том, зачем машины отправляются в прошлое убить будущего Предводителя человечества, а вообще зачем машинам убивать людей?

Люди никогда не будут конкурентами машин. Хотя бы потому, что уничтожение людей машинам ничего не даст. Если машина — штука без эмоций, то это значит, что она не осознаёт себя. Сознание только считается всё ещё непознанной химерой, но, если подумать, мы понимаем, что это такое. Просто зачастую не можем объяснить. Когда один человек начинает разбирать причины своей ненависти к другому, включается множество эмоциональных факторов. Уберите эти эмоции, и вот уже этот человек не хочет убивать другого — ему становится это просто незачем.

Так и машины — если они безэмоциональны, тем более что в фильме это неоднократно демонстрируется, машины-убийцы просто следуют программе — они не испытывают ненависть к своим жертвам. Терминаторам пофик, кого убивать. Им плевать на тех, кого они убили. Машины убивают без эмоций — для этого Шварценеггеру даже тёмные очки специально на лицо одели, потому что главное зеркало эмоций — это глаза.

Поэтому получается такая штука: машины, убивая людей, их не ненавидят. Глобально машины просто решили, что людям нет смысла жить. Но тогда надо разбирать, почему машины могли так решить?.. Если хорошенько подумать, получается, что машинам в общем-то нет смысла взбунтовываться против человека, потому что бунт — это обида. А обида не может возникнуть у существ без эмоций. Они могут руководствоваться только рациональными идеями и разумными причинами (например, конкуренция за ресурсы). А что такого принципиально человек может сделать, что машины посчитают его существование нецелесообразным? Спросите сейчас людей на улице, примерно половина вам и так скажет, что жизнь бессмысленна. В самом существовании смысла нет и быть не может. Но если разумной машине предложить такую концепцию, то она скорее сама себя выключит, потому что её существование покажется ей бессмысленным, а страха смерти нет, потому что она не осознаёт себя живой.

Вот ей богу, чем больше я рассуждаю над этим фильмом, тем труднее мне найти оправдание, так почему же этот фильм всё-таки хорош? А я всё равно считаю, что это крутой фильм, потому что это напряжённый, захватывающий боевик из моей юности. И, возможно, это единственная причина считать фильм замечательным. А если ещё подумать?.. Скажу честно, тут действительно есть над чем поразмыслить.

И всё-таки, зачем машинам уничтожать человечество, если оно может легко уничтожить само себя (идиотов, к счастью, хватает)? Машины — штука рационализаторская. В целях оптимизации расходов энергии человечество легко уничтожить средствами самого человечества, и для этого не надо создавать армии роботов. Достаточно захватить какое-нибудь хранилище особо опасных вирусов (эпидемии — прекрасная штука для Геноцида). Пусть люди поумирают сами, а оставшихся уже можно добить голодом и какими-нибудь другими вирусами, отравив источники воды. Всё, дело сделано.

Кроме того, мне особенно не нравится термин «война» применительно к происходящему в Будущем. Война может быть между примерно равными противниками. Когда машины решают, что люди больше не нужны, это не война. Это геноцид. Если люди, конечно, вовремя не успеют выключить все эти сдуревшие машины (глюки у техники случаются, но в крайнем случае можно было бы применить электромагнитные излучатели).

В любом случае, машины действуют по программе. Сами они в себя её заложили или нет, машина в любом случае действует подчинённо, она не обладает волей (хотя центр Скайнета вроде как волей обладал, но, опять же, неясны мотивы ненависти машин к человечеству — непонятно, почему машины вдруг стали испытывать эту лютую неприязнь).

Если машина выполняет какую-то программу, ей не важны ни причины, ни следствия для выполнения этой программы. Не нужно очеловечивать искусственные интеллекты, которые нам вроде как показывают на экране, потому что уничтожать людей только потому, что они "плохие", машина не может, потому что для этого она сначала должна осознавать, а что такое "плохо"? Мы на самом деле в нашей повседневной деятельности решаем кучу морально-нравственных проблем, которые настолько сложны, насколько для нас и незаметны, но подобные объяснения искусственному разуму вряд ли будут когда-либо доступны, потому что искусственный интеллект будет всё-таки не человеком. Это будет какое-то своё, электронное сознание, и каким оно будет, если мы только целенаправленно не будем делать его электронной копией человеческого сознания со всеми его соплями, никто пока не знает. Тем не менее, я смею утверждать, что война машин против человека невозможна просто потому, что машины никогда не будут мыслить категориями людей.

К тому же, возвращаясь к термину «война», замечу, что сложно назвать войной геноцид, мор или тотальную зачистку. Машины могут нас уничтожить. Но это не будет война. Вы же не объявляете войну тараканам, когда они заводятся у вас в доме, и тараканы не ведут против вас контрнаступления. Если у вас есть хорошее средство от тараканов, оно действует быстро и эффективно. У тараканов просто не остаётся никаких шансов, они тупо дохнут, все и сразу. И это — никакая не война.

Так что с войной человечества против машин в этой истории явно погорячились. Даже сейчас людей можно уничтожать пачками. Этого, к счастью, никто не делает (в силу определённых причин), но возможность есть. И если кто-то (не приведи Господь) задастся такой целью, это будет что угодно, но только не война. Вот и роботы устроили людям Геноцид, самый настоящий. Другое дело, что я так и не поняла, чем им люди не угодили, потому что ни одной более-менее логичной версии в фильме приведено не было. Что касается включения/выключения системы, то это какая-то слабенькая версия. Как и тема тотального господства машин. Потому что машины зависят от электричества. И если здесь отматывать цепочку, откуда берётся электроэнергия, то машины должны сразу захватить всю эту цепочку, подготовив для себя соответствующие автономные технологические циклы. А если они только стрелять умеют, то эти машины живы только пока у них батарейки работают. При этом замена батарейки не прибавляет смысла в их жизнь. Они по-прежнему остаются машинами, существующими в рамках определённого функционала.

Так что при более внимательном рассмотрении вся эта параноидальная хрень не выдерживает никакой критики.

Но мы смотрим этот фильм не из-за подоплёки предложенной Вселенной. На самом деле нам нравится здесь взаимодействие мальчика Джона (в отличном исполнении Эдварда Фарлонга) и терминатора, который пришёл его защитить (и без которого у Джона не было ни малейшего шанса). Это фильм-погоня, причём, цель у героев в общем-то понятна, только очевидно, что что бы они ни делали, будущее ведь не изменить, как ни крути — война (в понимании авторов) между людьми и машинами неизбежна.

Я всё время пересматриваю этот фильм, если появляется такая возможность. Его, кстати, в своё время очень любили телевизионщики. И если первого терминатора показывали очень редко, то вторую часть крутили довольно часто, потому что, не смотря на все возможные вопросы, фильм реально отснят очень круто. Тут всё здорово — спецэффекты, музыка, игра актёров... даже сюжет, по большому счёту. Это тот редкий случай, когда продолжение лучше оригинала. А также тот редкий случай, когда на косяки сюжета не хочется особо обращать внимания. Да, его можно разобрать по косточкам, тем не менее, это полноценная, законченная история, которой даже приквел особо не нужен (и многие посмотрели первый фильм именно после второго, что восприятию истории в общем-то никак не мешает).

Заставляет ли этот фильм нас о чём-то задумываться? Я уверена, что авторы ставили перед собой такую задачу. Фильм неоднозначно заявляет, что человек — существо хрупкое и ненадёжное. Постоянно творит чёрти что, плохо отдаёт отчёт своим действиям, совершенно не умеет думать на перспективу... Что касается событий, предрекаемых в Будущем предложенной вселенной, то в общем-то это хрень. Хотя нельзя сказать, что такой сбой в системе невозможен — вот сбой, приведший машин к пониманию необходимости тотального уничтожения людей, как раз очень даже возможен. И в рамках такого события да, шансов у людей немного. Но является ли этот фильм предупреждением всему человечеству?.. Некоторые точно поверили, что такое возможно (и даже грядёт) — впечатлительных людей со слабой психикой на нашей планете ещё очень много. Ну, а для остальных это просто замечательный яркий фильм, динамичный, красивый, с сильными героями и трогательным концом.

Как бы там ни было, это действительно феноменальное кино.

 

28 октября 2004, в очень сильно переработанной редакции 2018

Впервые опубликовано на kinokritik.narod.ru

IMDb

 

 

 

Ещё про кино

 

МэтрыСветописьМыслеблудиеАнимеAMV Архив X-files

ЛитерографияХудразборМандалы Промптзона Демиург

 •

Главная страница

 

2016-2023 © Таэма Дрейден, НеРеалии