Это больше, чем просто борьба с нечистью

Для начала немного дисклеймеров.

Во-первых, это не совсем рецензия, а, скорее, размышления на темы, которые так или иначе поднимаются в обсуждаемом аниме. Мне не интересно обсуждать само произведение, личную оценку должен поставить каждый сам для себя. Мне гораздо интереснее то, из чего это произведение выросло, а также то, что оно предлагает миру ― вот об этом поговорить стоит.

Во-вторых, нужно оговориться, что в нашей Вселенной существует два аниме с названием «Хеллсинг». Первое аниме вышло в 2001-2002 годах под наименованием «Хеллсинг: Война с нечистью», режиссёром там выступил Урата Ясунори, и проблема того аниме в том, что оно вышло до окончания выпуска манги, лежащей в основе данных произведений. Сама манга начала выходить в 1997 году, но её выпуск растянулся на несколько лет, поэтому по-настоящему экранизацией манги считается перевыпущенное аниме под английским наименованием «Hellsing Ultimate» (режиссёры ― Токоро Томокадзу, Танака Хироюки, Мацумура Ясухиро и Судзуки Кэнъити), в русскоязычной среде известное как «Хеллсинг OVA» (годы выпуска: 2006-2012). Вот об этих OVAшках я и хочу здесь поговорить.

Автор манги ― многоуважаемый Кота Хирано, который также является автором мною любимых Drifters'ов (они же «Скитальцы»). Это очень талантливый, умный и очень смелый автор, которому мало только материального благополучия. Судя по созданным им произведениям, это человек, которого однозначно не устраивает то, что происходит в нынешнем мире в целом, поэтому Кота-сан посредством доступного ему графического языка (которым он, безусловно, владеет в совершенстве) даёт миру весьма однозначную оценку, создавая очень жёсткие и весьма прямолинейные произведения, которые не бьют зрителя в мозг, но более тонко взаимодействуют с сознанием и даже подсознанием, из-за чего у большинства зрителей эти произведения вызывают весьма неоднозначную реакцию. Это касается и Скитальцев, и Хеллсинга. Оба этих произведения укладываются в одну цивилизационную канву, но всё-таки Скитальцы появились после Хеллсинга (да и то их выпуск в настоящий момент ещё не завершён), и они заслуживают отдельного разговора, поэтому в данной заметке я сосредоточусь на OVAшках про великолепного Алукарда, центрального персонажа манги и, соответственно, аниме Хеллсинг.

Казалось бы, аниме вышло уже относительно давно, и сейчас 2012-ый год мы можем вспоминать, как благословенное время из другой жизни (особенно учитывая международную политическую обстановку). Это аниме целиком я досмотрела относительно недавно ― в 2019 году. И тогда, просматривая отзывы на сайте WA, я думала, что оценки будут разнообразными, но в целом ― в чём-то схожими с моими. По крайней мере некоторые. За это время об аниме уже давно высказались все, кто хотел и что хотел, поэтому, казалось бы, какой смысл писать очередную заметку? Однако, просмотрев доступные мне отзывы в русскоязычном интернете, я с удивлением обнаружила, что моя оценка этого произведения не то что не популярна, она как бы отсутствует в общем информационном поле. И самое интересное, что преобладающее число комментариев носят негативный оттенок, хотя, если сравнивать оценки на том же WA (который можно назвать относительно репрезентативной выборкой, учитывая популярность данного сайта среди любителей аниме), то высшую оценку данному произведению поставили треть зрителей (из более 3000 респондентов), а оценки в 7-10 баллов поставило вообще подавляющее большинство (~92 % зрителей на 11.06.22). То есть большинству зрителей это аниме нравится или очень нравится, хотя если почитать комментарии, то такого впечатления не создаётся. Впрочем, примем данный парадокс, как данность, который на самом деле просто объясним: учитывая, кому это аниме может понравится, совершенно не удивительно, что эти люди не выражают свою точку зрения ― как и нет ничего удивительного в том, что люди, не понявшие это аниме, непременно захотят выразить своё фе, не осознавая, что таким образом они обозначают себя, как часть проблемы, поднимаемой в данном аниме (и это ещё один культурный парадокс этого произведения, хотя скажи этим людям об этом в лицо, так непременно словишь в ответ пару, так сказать, непарламентских выражений).

Такой перекос в публичном выражении мнения явно свидетельствует, что мои выводы насчёт этого произведения всё-таки верны. Потому что тут в первую очередь нужно отметить, что идеи, которые в этом аниме поднимаются, сейчас в публичном пространстве лучше не высказывать (с точки зрения личной безопасности). Хаять это аниме очень легко. А вот хвалить ― невероятно сложно. К тому же, учитывая бэкграунд истории (который, ни много, ни мало, охватывает всю нашу планету целиком), многие зрители, которые высоко оценивают это произведение, предпочитают лишний раз подобные мысли не высказывать в публичном пространстве. Я не виню этих людей, тем более что написание данной рецензии требует от меня включения режима внутреннего цензора на максимум (что вообще-то очень непросто). Тем не менее, считаю своим долгом написать несколько строк, почему я считаю это аниме одним из трёх самых великих аниме в своём персональном рейтинге, ставя их в один ранг с такими произведениями, как «Ghost in the Shell» и «Ergo Proxy».

Данное аниме ― это прежде всего сатира. Да, кому-то этот юмор может показать даже не чёрным, а юмором какого-то висельника, страдающего от безысходности на своей табуретке, но, тем не менее, нужно понимать, что сарказм, умение распознавать иронию, восхищаться остроумием и особенно наслаждаться чёрным юмором и стёбом – это свойство совершенно особого типа высшей нервной деятельности, прямо пропорциональное степени развитости интеллекта. Если сказать проще, то дурак сатиру не поймёт.

Сатира особенно остро расцветает там, где цветёт и пахнет политическая цензура. Или хотя бы толерантность, извращённая до идиотии. Учитывая, что ограничения будут вводить только очень недалёкие люди (и делают они это, как правило, из-за комплекса собственной неполноценности), не удивительно, что более развитый интеллект легко обходит все эти ограничения, применяя то, что в нынешние времена принято называть «эзопов язык». Конечно, этот язык существовал и раньше, но в последние несколько лет (аккуратно скажем, после 2019-го года) мир буквально сошёл с ума, из-за чего многие стали говорить на нём постоянно, причём, порой даже в бытовой жизни. И, я думаю, это основная причина, почему Кота Хирано не выпускает продолжения Дрифтерсов ― в целях личной безопасности, чтобы не привлекать к себе лишнее внимание со стороны каких-нибудь органов. Потому что там сюжет повествования подошёл к такой точке, что если описать всё то, во что это произведение может вылиться, то у Кота-сана могут быть большие неприятности. А делать половинчато этот человек явно не умеет, да и, судя по всему, не захочет. Ибо есть такая штука, как самоуважение автора. Свойственная, конечно, только очень развитому интеллекту, который не станет прогибаться под Систему ради лишней копеечки (или иены, как в случае японцев).

Такая же проблема есть и у этого аниме в части высказывания своего мнения о нём. Но так как это произведение уже вышло в свет, и зрители в целом его тепло приняли (даже если они не высказывают своего отношения к этому произведению в публичном пространстве), то здесь мы можем хотя бы констатировать, чем это произведение на самом деле так замечательно.

Лично я считаю данное произведение прекрасной проверкой на интеллект. Это не значит, что оно может понравиться только умным или что его могут смотреть только умные. Как и любое великое произведение, это аниме подобно многослойному пирогу, в котором каждый найдёт свою любимую начинку. Кому-то нравятся пафосные драчки, кому-то ― круглые буфера, кому-то ― яркие картинки и громкие звуки, а кому-то ― истинная подоплёка происходящего. Это аниме и развлекает, и нет. Оно может даже разозлить ― в публичных комментариях раздражения по поводу OVAшек очень много. Но самое забавное, что злит это произведение, как правило, именно тех, кто ничего не понял из того, что он только что увидел.

Мало слышать ― нужно уметь услышать. Вникнуть в диалоги. Проникнуться разворачивающимися перед нашими глазами драмами (которых в данном аниме полно, и некоторые совершенно жуткие). Это аниме рисовалось не для всех, это нужно хорошо понимать. Более того, не думаю, что автор создавал это произведение для кого-то ещё, кроме себя. Как сказал один герой небезызвестного фильма «Я шагаю по Москве», «Можешь не писать ― не пиши». Это на самом деле гениальная фраза, объясняющая, почему столько людей берут в руки карандаши, ручки, клавиатуры, планшеты и начинают создавать чего-то, чего раньше не было. Человек ― это существо, требующее интеллектуальной реализации. И в данном случае я говорю о человеке с точки зрения метафизики, а не обычной земной хтони, когда Природа главнее Интеллекта. Человек ― информационное животное (и да, мы всё ещё животные, но речь не об этом), которое может не только потреблять информацию, но и создавать её. Не все, конечно, но нужно понимать, что технически на это способен каждый человек на планете. Другое дело, что интеллектуально ― далеко не каждый, но это уже другая история.

Некоторые искусствоведы и прочие любители поанализировать всякие-разные создания мозга человеческого любят задаваться вопросом, а что сказал автор? Некоторые авторы на это саркастически отвечают (если могут), что ничего. На самом деле тут нет правильного ответа. Кто-то действительно создаёт что-то ради каких-то более приземлённых целей (типа, заработать денег и/или стать знаменитым). А кто-то посредством создания объекта интеллектуальной собственности в области словесно/зрительных реляций пытается дать миру оценку сложившейся ситуации. И вот аниме Хеллсинг OVA именно про это ― это оценка нашему текущему миру, причём, в весьма негативном ключе, который обывателям отводит весьма незавидную роль зомби, а восторженных идиотов, которые точназнаюткакправильно, относят в группу, где старшим уже давно значится небезызвестный Адольф Алоизович, скоропостижно скончавшийся в 1945-ом году (будем придерживаться официальной версии его смерти).

Да, авторы этого аниме считают, что наш мир слишком несовершенен. В нём слишком много ошибок. И слишком многие в этом мире пошли не по той дорожке, заблудившись на пути развития. Так вот, вместо того, чтобы сразу кидаться проверять теории на практике, их можно попробовать осмыслить. И нарисовать теоретические модели. Ведь это одна из самых великолепных способностей человеческого мозга ― проработка умственных моделей. Проработка сценариев важна в любом деле (даже если собираешься в выходные съездить в Тверь выпить чашечку кофе). Все эти писатели, публицисты, мангаки и прочие маньяки слова как раз и занимаются проработкой этих моделей. Не все удачно, будем честны, но кое у кого что-то всё-таки получается. К сожалению, эти модели не особо востребованы, но это тоже другой разговор (вообще удивительно, как много нужно делать оговорок по нынешним временам ― нельзя просто взять и написать свою мысль, ведь всегда найдётся кто-то, кто чего-то недопоймёт). Но авторы Хеллсинга, как и большинство из нас, ничего с этим миром сделать не могут. Более того, история показывает, что насильственное исправление ошибок (некоторые из которых весьма условны или же требуют более правильной оценки) делает Человечеству только хуже. Однако это не значит, что нужно сидеть, сложа ручки. Исправить ошибки можно только в одном случае: признав их. Не сделав этого, ошибок не исправить. Только почему-то эта очевидная мысль большинству населения планеты не очевидна (что мы видим на практике). Поэтому данное произведение не просто можно назвать работой над ошибками, оно и является таковым, ибо копает очень глубоко в суть весьма общецивилизационных вопросов.

Но сказать про что-то плохое, что это плохое ― это просто впустую потратить и своё, и чужое время. Лучше всего для этого подходит сатира. Сатира ― это попытка выйти за рамки правила, что те, кто что-то понимают, они и так всё понимают, поэтому им ничего не нужно об этом говорить, а те, кто не понимают, им говори, не говори ― всё бесполезно. Собственно говоря, и у сатиры мало в этом шансов, но всё-таки вода камень по капле точит, так и здесь, подобные произведения худо-бедно, но всё-таки пытаются будировать подсознание зрителя. Не знаю, удалось ли кому-то понять то, что хотели сказать авторы этим произведением или нет, надеюсь, что понять это поможет хотя бы эта скромная заметка.

Авторы Хеллсинга OVA откровенно смеются над нашим миром. Они высмеивают все его недостатки, причём, в весьма жёсткой форме, не щадя ни себя, ни других. И сделали они это, нарисовав историю про большие эмоции ― экзальтированность тут свойственна практически всем героям. Но мало только эмоций, в историю всунули тайные организации, секретные образования и религиозные общины. И всё это преподано в шутливо-гротескной манере, которая, впрочем, отлично показывает, что наш мир разобщён на множество конгломераций, в лучшем случае не воюющих друг с другом. И тут мы обнаруживаем, что выдуманный мир в аниме совсем не отличается от реального мира Человечества. У нас ведь тоже нигде ни с кем нет согласия. При этом рядовые жители планеты, не имеющие доступа к высшим сферам управления, обречены безропотно встречать любые ужасы и кошмары, какие бы ни валились на их головы. Хотя тут надо чётко понимать, что, с одной стороны, да, обыватель абсолютно беззащитен перед лицом Тирании. Но, с другой стороны, разве не молчание обывателей позволило этой Тирании расцвести буйным цветом? Как сказал Шарль Форб Де Монталамбер, если вы не будете заниматься политикой, политика займется вами. Поэтому на обывателях вины за происходящее в мире не меньше, чем на лидерах. А порой и больше, хотя рядовому обывателю этого признавать как раз и не хотелось бы. Ведь для того большинству и нужны все эти так называемые лидеры, потому что для них это виртуальные объекты переноса собственных психологических проблем. Типа, это не я такой бесполезный, это наше правительство ничего хорошего мне не делает.

Но шедевральность этого аниме состоит не только из интеллектуально-нравственной подоплёки. Технически аниме тоже великолепно. Авторы явно решили словить fun, когда рисовали его и подбирали к нему музыку. Яркие краски, сочные линии, ясные формы, всё предельно чётко и аккуратно. Проработка персонажей в рамках предложенной художественной концепции на высоте ― стиль Кота Хирано здесь выдержан не просто отлично, он даже приукрашен (если сравнивать с мангой). Герои красивые, смелые, безумные и временами даже забавные, что ничуть не умаляет их харизмы ― даже напротив. Не торопясь с выпусками, авторы явно ни в чём себя не ограничивали, проделав очень качественную работу. Здесь сделано добротно абсолютно всё, выверен каждый кадр, каждый звук, каждый ракурс. Даже несмотря на то, что сериал делали 3 разные студии (причём, к концу история приобретает совершенно потрясающую картинку). Когда я начинала смотреть это аниме (это было в 2008), тогда мне очень не понравилась здесь классическая музыка. Но сейчас я смею заявить, что она здесь идеально вписалась в тему, особенно немецкая, ведь все мы уже хорошо знаем, что классическая музыка ― это музыка настоящих маньяков.

И тут мы опять подходим к очередному парадоксу: плюсы данного аниме одновременно являются его же минусами. Многие ругают его именно за то, за что оно многим же и нравится. Пафос? Кривляние? Фансервис? Красафчег Алукард? Бесконечные боеприпасы и кровь? Ребят, извините, но это такой язык, и этот язык смеётся над нами с вами вголосину, как тот же Алукард, когда он прикончил Рип Ван Винкель. Хотя скажу честно, во время первого просмотра я сама несколько раз ловила себя на мысли, типа, хоспади, чо за фигню я смотрю?.. А потом я посмотрела это аниме ещё раз, и ещё... и буду ещё пересматривать в будущем, когда сюжет немного подостынет в воспоминаниях, ибо эта история при повторном просмотре смотрится ещё лучше, чем в первый раз (что, на мой взгляд, однозначный признак шедевра).

Это абсолютно законченное, целостное произведение, с целостными героями, с целостным сюжетом, за которым нужно просто очень внимательно следить. Здесь нет ни одного лишнего слова. И пусть на этой шахматной доске многовато фигур, но стратегия авторов полностью раскрывает себя в прекрасной десятой серии, в которой Алукард предстаёт перед нами в образе красивого мальчика-девочки. Этим сюжетным ходом авторы подчёркивают, что хватит уже смотреть на нашего красавца, услышьте его хотя бы сейчас, перестав наконец-то восхищаться его изумительными красными глазами, тем более что Алукард сам сказал, что его внешность для него вообще не имеет значения.

Почему я ставлю это аниме в один ряд с Ghost in the Shell и Ergo Proxy? Потому что, как и указанные произведения, это аниме поднимает один очень хороший вопрос: что такое человек?

Причём, все три указанных произведения анализируют этот вопрос с абсолютно разных точек зрения, порой вовсе не перекликающихся. Тем не менее, в Хеллсинге вполне конкретно заявляется: «Чудовище может победить только человек». И что мы видим в конце? Спойлер: Алукард жив. То есть человека-то Алкурад, получается, и не встретил... И здесь такая же открытая концовка, как и в GitS’е, как и в Ergo ― концовка, позволяющая поразмыслить не только на предмет, так что же хотели сказать авторы и что они могли бы сказать, сколько на предмет, так что же они должны были сказать (и сказали ли именно это?)? Не говоря уж о более философских вопросах, над которыми лучшие умы нашей планеты всё ещё бьются на своих практически закрытых (ибо всегда немассовых) интеллектуальных вечеринках.

Среднестатистическому обывателю свойственно путать понятия «жизнь» и «существование». Многие второе называют первым, но это никогда не так! Функционировать, обеспечивая базовые потребности организма ― это ещё не жить. Но и декартовское cogito ergo sum тоже не предлагает нам готового ответа, вот ведь в чём парадокс! То есть Hellsing Ultimate не просто задаёт этот вопрос с нового ракурса, он ещё и все предыдущие теории на эту тему сметает поганой метлой, не оставляя от них камня на камне.

Самое главное, что это аниме высмеивает абсолютно всё Человечество за всю его историю со всеми вытекающими последствиями. Здесь прошлись хорошим катком по холопству, нежеланию следовать здравому смыслу, отсутствию чести, отсутствию достоинства, по тупой обывательщине, по гендерным проблемам, по религиозным предрассудкам (церковь тут раскатали в пух и прах)... Мне сложно вспомнить хоть что-нибудь, над чем авторы данного аниме не просто не посмеялись, а просто-таки высмеяли до полного уничтожения. При этом авторы пощадили мозги своих зрителей, работая с подсознанием. Это очень умно сделанное и одновременно очень умное произведение, и я искренне благодарна авторам за его создание ― давненько мой мозг не получал такого удовольствия от просмотра. Кто-то говорит, что всё это бред, переполненный пафоса? Нет, не соглашусь. Пафоса здесь ровно столько, сколько нужно. Тут самим своим пафосом герои умудрились весь этот пафос высмеять по самое «немогу».

И вот тут мы наконец-то подобрались к самому главному, о чём это аниме нам говорит.

Кто-нибудь по-настоящему задумывался, что такое фашизм? Полагаю, что после 24.02.22 число людей, которые об этом всё-таки задумались, в мире стало несколько больше, однако и здесь мы сталкиваемся с серьёзной проблемой: почему-то большинство людей не думало об этом заранее, чтобы этого явления НЕ допустить. Почему-то многих заставляет задумываться о подобных вещах только укол в соответствующее место «жареного петуха».

Я не буду распространяться о текущих событиях, у данной заметки нет такой цели (хотя, как фон, события в мире сейчас разворачиваются поразительно подходящие Хеллсингу). Мы рассматриваем аниме-произведение, которое в аллегорической форме разъясняет некоторые культурологические феномены, затрагивающие организацию социума, одним из которых является как раз фашизм. Это явление изучало и изучает огромное количество историков и публицистов, и я не буду на нём подробно останавливаться. Отмечу только, что всем желающим быть точным в определениях я рекомендую почитать здесь, каковы признаки этого явления за авторством Лоуренса Бритта.

В предлагаемой истории фашисты нападают на Великобританию, и это отнюдь не случайный сюжетный ход. Авторы Хеллсинга родом из Японии, и они прекрасно осознают место своей родной страны в мире. Также очевидно, что мы живём в англосакскоцентричном мире (с двумя неравными ядрами ― США и Великобритания). Да, между США и британцами наблюдается некоторое идеологическое противостояние, однако нужно понимать, что это противостояние происходит внутри англосаксов. И по факту, какую арену ни возьми ― политическую, научную, социальную, культурную etc ― идеологически рулят всё равно англосаксы. Так вот, в этом аниме нам показывают столкновение двух Систем (англосакской и фашистской ― последняя, к сожалению, с окончанием Второй Мировой войны не умерла), на фоне которых Алукард ― всего лишь фон. Он потому и не вмешивается в сюжет до определённой поры, потому что он не является фигурой, определяющей поворот сюжета. Он лишь инструмент для высказывания гораздо более серьёзных мыслей, нежели «сегодня прекрасная ночь, когда можно выпить крови». Тут всё-таки хочу обратить внимание, что своим произведением авторы сочли очень важным показать всю суть фашизма, который вырастает из довольно простого и, казалось бы, невинного желания обывателя не думать самостоятельно. Как только обыватель поручает свою жизнь кому-то другому (главе церкви, королю, президенту и так далее), начинается фашизм. Алукард ведь не случайно в одной из сцен говорит своей любимой хозяйке Интегре: я держу пистолет и нажимаю на курок, но это стреляешь ты, мой хозяин, и ответственность за это ― твоя. Так вот, человек с холопскими внутренними установками даже не поймёт, что в этой фразе не так. Однако очевидно, что наш мир стал таким, какой он есть сейчас, именно из-за холопской обывательщины, которая и взрастила всех этих «маленьких» людей (по Достоевскому), ставших по-настоящему мощной политической силой, обеспечившей полную политическую индульгенцию таким лидерам, какие правят, например, в современных РФ или Китае.

Но это не проблема одной какой-то страны. И Хеллсинг ― это тоже не чисто японская история. Это общемировая проблема, хотя это не очевидно тем, кому важно быть встроенным в какую-нибудь иерархическую систему типа государства или корпорации (а, по большому счёту, государство и корпорация в нынешние времена по сути являются одним и тем же). В мире до сих пор нет публичного ответа на вопрос, откуда берётся фашизм? Да и многие в этом термине-то путаются, часто называя этим словом национализм, национал-социализм, а иногда и социализм в устах некоторых приобретает фашистские черты. Термины и определения ― традиционный бич массовой культуры, накладывающийся на нежелание обывателя разбираться в информации самостоятельно, поэтому тут легко  возникает путаница.

Тут возникает другой вопрос: а можно ли сейчас спрашивать, откуда берётся фашизм? Особенно когда ты находишься внутри системы, к которой применимы чуть ли не все признаки по Лоуренсу?.. (Или по У. Эко ― кому как нравится). Может быть, спрашивать и не стоит лишний раз, но подумать самостоятельно лично я очень бы рекомендовала. Каждый человек на планете имеет право на собственные оценки, и беда начинается тогда, когда большинство предпочитает опираться на оценки других людей, не понимая, где есть злоупотребление этим доверием, а где ― нет.

Разумеется, есть в этом аниме и более мирные темы. Например, тема любви ― что особенно актуально в рамках противопоставления таким отвратительным темам, как фашизм. Тема любви в данном произведении не является главенствующей, но эта тема определяет поступки Алукарда в гораздо большей степени, чем это кажется поначалу. Причём, здесь я отмечаю особенное сходство с GitS’ом в том плане (да и в Ergo такая же тема), что здесь показана любовь НЕ ради продолжения рода. Любовь ради продолжения рода необходима только в случае смертных существ. Для бессмертных размножение уже не играет никакой роли. Зачем тебе продолжение самого себя, когда у тебя есть ты сам? Кто-то может подумать, что дети в принципе могут быть важны по себе, но здесь эта мысль не канает, потому что, как правило (не в 100 % случаев, но в большинстве), люди участвуют в репродуктивной деятельности, исходя из здорового чувства эгоизма (не вижу в нём ничего плохого). Человеку вообще свойственно быть собственником. В этом смысле, в фильме «Ван Хельсинг» (который с Хью Джекманом) кучу яиц Дракулы показали как раз в качестве подтверждения его невероятного эго, жаждущего бесконечного множества продолжений себя. Но наш Алукард не такой. Он вообще персонаж довольно загадочный (например, не сразу поймёшь, что у него есть своя воля), и его богатый внутренний мир удачно прячется за его красивой улыбкой с пылающими глазами. Поэтому важно подчеркнуть, что Алукарду есть кого любить, но для этого ему этих дам не обязательно, извините, сношать. Настоящая любовь метафизична, именно поэтому возможны отношения на расстоянии (например, когда супругам достаточно созвониться раз в неделю из разных стран). А уж невинных дев любить проще всего, ибо для любого Мужчины в принципе нет ничего более святого, нежели женская честь (действительно очень редкое явление в наше время).

Впрочем, самым главным достоинством данного сериала считаю его абсолютную ненавязчивость. В отличие от тех же Ergo и GitS’а, где порой реально надо напрягать мозг, вглядываясь в не самую яркую картинку на экране, это аниме не бьёт своей «серьёзностью» ни по ушам, ни по глазами, ни даже по мозгам. Ну, не понял ты предлагаемых аллегорий, ну и камисама, как говорится, с тобой: просто посмотри тогда на круто дерущихся симпотных персов. И это же замечательный художественный приём, сочетающий в себе, с одной стороны, очень тонкий иносказательный язык, а с другой стороны, у нас тут приятная небрежность с кавайными вставками на уровне Адзуманги, не позволяющая чрезмерно загружаться услышанным.

Аниме Хеллсинг OVA смотрится легко и свободно ― если, конечно, принимаешь язык авторов. Авторы не хотели понравится всем, ибо авторы хотели понравится прежде всего самим себе. А это, на мой взгляд, дорогого стоит: когда авторы делают не на отъе...сь (ох уж этот великий и могучий, но более точного выражения по семантике подобрать не могу), а чтобы самим себе не было стыдно в глаза смотреть. Да, это аниме нравится далеко не всем. Но оно и не может понравится всем. Да и не должно.

Поэтому мне лично сложно поставить этому аниме меньше 10-ти баллов (по 10-бальной шкале), потому что чем больше я его смотрю, тем меньше обращаю внимание на красиво развевающийся плащик и улыбки, и тем больше мне хочется порассуждать на тему, что же это за явление такое ― Человек?..

Одна из причин, почему я в принципе стала смотреть аниме, так это отсутствие чёрно-белых персонажей, когда ты точно знаешь, кто плохой, а кто хороший. В мире не существует однозначно чёрного и белого, мы все ― продукт игры полутонов. Не говоря уж об относительности всего и вся, что просто ломает мозг обывателю, стоит ему хотя бы слегка соприкоснуться с этой теорией. Так вот, в предлагаемой гамме персонажей данной истории мы вроде бы понимаем, кто плохой, а кто хороший. Но это не оценка персонажей ― это наша внутренняя оценка своему нынешнему положению в мире. Полагаю, что все те зрители, которые недовольны этим произведением, не могут понять, с кем им себя ассоциировать в этом произведении, потому что формально здесь плохие все ― и условно хорошие, и однозначно плохие (что фашисты, что вампиры, что придурки-священники, что наёмники разного рода) ― в этом аниме нет откровенно хороших персонажей. Герои, претендующие хотя бы на условно-позитивную роль (в этой крайне примитивной дуалистической модели эмоционального восприятия), отличаются от плохих сдерживанием эмоций. Грубо говоря, плохие истерят, а хорошие ― величественно наблюдают. Но это никак не укладывается в канву обывательских представлений, что такое хорошо и что такое плохо, поскольку эта история полностью отвергает старые каноны изложения подобных историй, не претендующих на какую-либо серьёзность. Ведь многие начинают смотреть это аниме, чтобы развлечься. Так сказать, приятно провести вечерок за просмотром ярких быстро движущихся картинок. А тут тебе бац! ― и неожиданный, революционный взгляд, очень смелый прыжок в вечность с непредсказуемым концом, постоянное сомнение в вопросах, что хорошо, а что плохо, да ещё и с постоянным уклоном в какую-то непонятную метафизику, которая точно не интересна людям с низким уровнем развития.

Хотя я утверждаю, что это аниме прекрасно развлекает. Только развлекает оно кору головного мозга, а не области рецепторного восприятия. Эта история ― прогулка по тонкой грани, где с одной стороны у тебя фанфары и букеты от восторженных фанатов, а с другой ― пропасть неприятия и непонимания. На самом деле эта история ясна и понятна, здесь всё сказано довольно несложным языком, нужно только захотеть это услышать. Самое забавное, что здесь откровенно отрицательные персонажи тоже могут вызвать законную симпатию, и в этом я лично не вижу ничего плохого, потому что очень легко понять условно «хорошего» персонажа. А вот проникнуться симпатией к «плохому» дорогого стоит с точки зрения авторов, потому что симпатия эта растёт исключительно на понимании. А ведь это именно то, чего так не хватает в нашей обычной жизни ― простого понимания обычного человека, который находится рядом с тобой, пусть и на некотором расстоянии. Именно понятность персонажей позволяет зрителю лучше проникнуться предлагаемой точкой зрения. И уже потом через призму личной душевной работы сделать вывод, так кто же на самом деле перед тобой ― условно хороший или всё-таки условно плохой? И что вообще такое это «хорошее» и «плохое»?

Другое дело, когда такую душевную работу делать лень, тогда все эти обращения авторов будут вызывать только раздражение, и ничего больше.

Самое забавное, что некоторые ругают это аниме за чрезмерную очевидность, простоту и отсутствие здравого смысла. И это особенно забавно: аниме, высмеивающее мир без доминирования здравого смысла, обвиняют в отсутствии здравого смысла (тут рука невольно тянется к лицу, а на губах появляется сардоническая улыбка).

Я не хочу подробно останавливаться на персонажах, они интересны сами по себе, и, наблюдая за ними, мы видим их эволюцию, что очень важно с точки зрения развития всего сюжета в целом. Это аниме ― своеобразное исследование такого феномена, как «монстр» в человеке. Откуда берутся эти монстры, кто или что их создаёт? И как с ними  бороться ― если это в принципе возможно. Не исключаю, что кто-то вообще не найдёт здесь подходящих для себя ответов, но авторы и не ставили перед собой такую задачу. Уверена, у них не было такой цели. Однозначность ― ещё один обывательский бич, когда хочется, чтобы всё было просто и понятно. Интеллект устроен так, что он живёт одновременно в нескольких реальностях ― та, что у него была, та, что у него есть, и все возможные варианты, что у него могут быть, среди которых надо избрать тот единственный, который будет (причём, желательно, чтобы именно этот вариант ещё и оказался верным). Нам показали прекрасную модель про кровавых коней в вакууме, которая посредством гипертрофии усилила все негативные аспекты современного человеческого существования. Это стандартный научный приём: чтобы увидеть что-то маленькое, нужно усилить сигнал, взять бóльшую пробу, чтобы количество искомого явления в пробе стало объективно больше. Именно так играет гротеск. Именно это мы и увидели в данном произведении. Нам показали ошибки. И наша задача ― проанализировать их, чтобы не повторить в будущем. Ведь ошибки лучше прорабатывать на моделях, а не на практике. Тем более что на практике и кровь не бесконечна, и боеприпасы могут вовремя не подъехать.

В конце данной заметки мне хотелось бы немного поразмыслить над главным достоинством данного аниме.

Чем шедевр отличается от просто очень хорошего произведения?

Я об этом уже упоминала вскользь выше: тем, что при повторном просмотре шедевр тебе начинает нравиться ещё больше, чем при просмотре в первый раз. При повторном просмотре ты начинаешь обращать внимание на детали, которые при первом просмотре ускользнули от внимания в силу новизны наблюдаемого сюжета. В шедевре каждый новый просмотр открывает тебе новые смыслы, ты начинаешь лучше понимать то, что увидел.

Но даже не это главное. Самое главное, это то, что шедевры создают только носители некой идеологии. Мало создать красиво (круто, прикольно, весело и т.д.). Идея ― вот что важно. И нет ничего важнее идеи. Хотя бы одна. Когда их целый винегрет, как здесь ― это просто пиршество для интеллекта, страждущего новых смыслов. Человеческий мозг не может существовать изолированно, это социальный орган, требующий компании, причём, обязательно такой, чтобы эта компания стала качественной питательной средой для новых мыслей и идей. Пожалуй, старик Декарт был всё-таки прав (сойдёмся на этой версии), и когда ум получает новую пищу, это прекрасно, потому что именно так и обеспечивается развитие. Человечество может спасти только интеллектуальная эволюция. Эволюция общечеловеческого сознания уже давно назрела. Дадаисты в начале XX века придумали тыкать обывателя колкой палочкой своих ритмичных стихов и слишком абстрактных картинок с целью разбудить его сознание, но не достигли в этом какого-либо успеха ― напротив, бездарности увидели в этом шанс для себя, благодаря чему в искусство хлынула откровенная халтура.

Конечно, нельзя утверждать, что создатели аниме Hellsing Ultimate преследовали те же цели, что группа независимых художников, спрятавшихся от Первой мировой войны в Швейцарии в 1915-ом году. Однако по сути цель данного аниме та же самая: привлечь внимание обывателя яркой картинкой, а потом впустить в его подсознание весьма непростые мысли. Насколько жизнеспособна такая схема, я не знаю. Многие пытаются, многие терпят фиаско, хотя, возможно, что все поступают неправильно, ибо заставлять развиваться нужно таким образом, чтобы обыватель сам к этому пришёл, без очевидной подсказки извне. Тут можно действовать только собственным примером. И высмеивать мир, как это делает Кота Хирано в своих великолепных произведениях. Однако тыкать обывателей в их желание существовать бессознательно надо. Мир должен знать, что это крайне мерзкий способ существования.

Подводя итог вышесказанному, отмечу, что гениальность этого аниме заключается в его сбалансированности. Здесь уравновешены все противоположности: при ясности сюжета мы видим сложную подоплёку, при абсолютной безнадёжности предлагаемых ситуаций у нас всё равно появляется парадоксальная надежда, что раз здесь ― так, значит, в реальности ― никогда. Оно не очень-то подрывает устои нашего существования, хотя вообще-то заставляет засомневаться в реализуемых на практике моделях. Здесь юношеская глупость соседствуют с древней мудростью, а ясные и понятные черты героев рисуют иррациональную картину мира, которую мы никогда и ни при каких обстоятельствах не сможем увидеть за окном. Это цельное произведение, сотворённое на самом деле из любви к этому миру, потому что ненавидящая душа ничего не созидает, она только отвергает и разрушает. Здесь же нам протягивают руку помощи, предлагая хотя бы посмеяться над безумием этого мира. Вместе с развлечением нам предлагают взглянуть на весьма нелицеприятный концепт, который неминуемо приведёт к катастрофе, если увлечься этими идеями. Любая ортодоксия опасна, любая слепая вера ведёт в пропасть. И только искренние глубокие чувства по-настоящему вечны, ибо только они способны создать нечто жизнеутверждающее ― нечто, что как минимум оправдало бы существование Человечества (ни много, ни мало, а замахиваемся на такой масштаб).

И это именно то, за что я обожаю это аниме.

 

 

В основу данной рецензии положен мой отзыв на данное аниме,
размещённый на сайте World Art.

 

11 июня 2022 г.

 

 

 

 Ещё про аниме

 

МэтрыСветопись МыслеблудиеАнимеAMV Архив X-files Литерография Демиург

 

 Главная страница

 

2016-2022 © Таэма Дрейден, НеРеалии