Йо, самураи!

Аниме «Самурай Чамплу» нарисовала молодая, но на тот момент уже успевшая заявить о себе как о явно талантливой, аниме-студия «Manglobe Inc.» (увы, ныне почившая в бозе), подарившая миру два очень неслабых произведения, одно из которых является темой данного разговора, а другое — милое сердцу Вашей покорной слуги «Ergo Proxy». Впрочем, об «Эрго» мы поговорим в другой раз, здесь хочу обратить Ваше внимание на подлинный шедевр традиционной японской анимации.

Предупреждаю сразу: об этом сериале нельзя судить до тех пор, пока не посмотришь все 26 серий до конца. Ибо первые пять воспринимаются как откровенный стёб над японской культурой конца периода Эдо, с 5-ой по 8-мую понимаешь, что юмор-то не совсем и юмор, а вот заинтересованность растет в геометрической прогрессии, и уже после 8-ой серии сериал смотрится практически на одном дыхании, воспринимая предлагаемое смешение жанров ― от пародии до подлинной трагедии ― как единое неразрывное целое. Правда, признаюсь, о том, что у сериала есть единый сквозной сюжет, я лично догадалась только к серии 20-ой, но, тем не менее, сериал от того смотрится не менее интересно.

Не смотря на внешнюю шутливость и совсем не-японское музыкальное оформление, это очень серьёзное аниме, которое не всякий кодомо сможет уразуметь. Сама история является отражением грусти по поводу ухода эпохи Настоящих Самураев, Истинных Рыцарей Меча, благородных духом и смелых сердцем. Описываемые события происходят во времена, когда в Японию понаехали слишком «умные» европейцы, точно знающие, как именно японцам нужно жить и отчаянно желавшие поделиться с своими знаниями с «нерадивыми» аборигенами. Причем, делали они это, не взирая на местные традиции и обычаи. Это было опасное для Японии время: страна рисковала потерять своё истинное национальное лицо. Но если об этом рассказывать серьёзным тоном, история могла бы оказаться беспросветной и тяжелой. Авторы же использовали другой приём: они решили рассказать серьёзные вещи через шутку. Однако, тут хотелось бы вспомнить ещё одну восточную мудрость: смех является признаком печали. И если вдуматься, часто именно так оно и бывает на самом деле. Ведь смех — лучшая психологическая защита от любых неприятностей.

При обсуждении «Самурая Чамплу» неизбежно возникает его сравнение с сериалом «Ковбой Бибоп». Хотя бы потому, что авторский состав у этих двух произведений практически один и тот же. Но это всё-таки очень разные истории. Сходство, казалось бы, налицо: состав героев, их приключения от серии к серии, удивительные таланты и способности, делающих героев невероятно привлекательными для зрителя, трогательность изложения и попытка взглянуть на жизнь как бы изнутри. Но если бы это действительно было так, «Самурай...» (2004 г. выпуска) смотрелся бы блёклым продолжением аналогичной космической саги 1998 г. («Ковбой...»). В том-то и дело, что японцы — слишком хитрый народец. Драматические элементы «Самурая Чамплу» — подлинные, истинно-японские и настолько хватающие за душу, что по-настоящему переживаешь за героев. В «Ковбое...» такой драматической напряжённости, как здесь, я всё-таки не наблюдала.

Зато если в этом сериале смешно, то это действительно очень смешно, а не просто вызывает улыбку.

Отдельное слово скажу о графике — как одной из самых важных составляющих любого аниме. Это очень красивый сериал. Каждый кадр, каждая сцена нарисована так, будто авторы нарочно пытались соблюсти все традиции фэн-шуй. Что ни картинка, то как будто анимированная гравюра. На редкость очень гармоничное визуальное исполнение.

Персонажи тоже здорово нарисованы. Анти-каваисты наверняка порадуются отсутствию кавайных штампов. Однако даже не это производит большее впечатление: удивительно то, как при, казалось бы, очень простой рисовке лиц потрясающе удалось передать эмоциональные оттенки (не сами эмоции, а именно их оттенки).

Как ни странно для меня, понравились сцены боёв. Красиво всё так, сплошное айкидо. Особенно порадовало, что сила здесь — не сила только мускул, это ещё и ловкость, умение и даже просто талант — и при этом всё это результаты тонкой душевной организации, грамотно воспитанной в случае Дзина и удачно развившейся в свободном полёте в случае Мугена.

Есть у аниме и недостаток (с моей точки зрения существенный): слишком красивые эндинги, что в значительной мере замедлило у меня просмотр сериала. Нельзя иметь такие красивые эндинги! Потому что я ещё и ОСТ (см. раздел Samurai_Champloo) скачала до конца просмотра, поэтому после каждой серии хотелось финальную песенку (альбом Departure, трек 17.lgms) прослушать несколько раз. А уж в сочетании с картинками в титрах вообще смотрится на ура. За что я в целом вообще люблю аниме, так это за подобные позитивные и по-настоящему светлые мелодии. Приятно знать, что есть ещё в этом мире что-то удивительно красивое и светлое. В целом ОСТ великолепен по всем параметрам, хотя  противников хип-хопа он, может быть, неприятно удивит. Разве что отдельно хочу выделить песню Ikue Asazaki под названием Obokuri Eemui:  просто потрясающая вещь. И в аниме, и при отдельном прослушивании.

В заключении буду кратка. Скажу только, что хотелось бы побольше таких аниме. Настоящих. О жизни. При просмотре которых понимаешь, что Жизнь, как она есть сама по себе, это одно Большое Приключение

 

 

17.09.2007, в редакции 31.07.2019

World Art

 

 

 

 Ещё про аниме

 

МэтрыСветописьМыслеблудиеПРОКИНО AMV Архив X-files

Литерография Худразбор Мандалы Промптзона Демиург

 

Главная страница

 

2016-2023 © Таэма Дрейден, НеРеалии