Призрак в доспехах

Ghost in the Shell (2017)

 

Ну вот мы и дожили, когда киношники замахнулись на святое — на самое великое киберпанк-аниме «Призрак в доспехах», тема которого весьма необъятна и многогранна, и при этом давно уже любима многими анимешниками во всём мире. Дождались... и получили в общем-то то, что и следовало ожидать: банальную эксплуатацию киношными магнатами известного в некой широкой публике бренда, хотя не настолько известного, как, например, какие-нибудь Джеймс Бонд или Человек-паук.

Самое интересное, что после этого фильма люди по-прежнему не будут знать, кто такая Мотоко Кусанаги. Ибо такое имя появляется в кадре только один раз, да и то на могильной плите, что лично для меня как бе является ненавязчивым символом, что нашей Мотоке пришёл конец. Причём, в буквальном смысле. Ибо эта история о чём угодно, но только не о призраке в доспехах.

Скажу сразу: хочу рассмотреть этот фильм с двух аспектов: 1) со стороны GiTS и 2) со стороны нейтрального зрителя, не знакомого с упомянутой вселенной. Но для начала давайте рассмотрим, почему эта история получила такое название (принципиально важный момент).

Привидение в ракушке

Оригинальное название выглядит так: 攻殻機動隊. Прочитать это знающие люди могут так: Koukaku Kidoutai. Ну, в интернете полно статей, как это переводится, расшифровывается, как это правильно переводить и расшифровывать — кому надо, тот пусть сам ищет в поисковиках эту информацию, она в Сети лежит давно (и, возможно, после выхода этого фильма нас ожидает новый всплеск интереса к подобным лингвистическим поискам). При этом есть американское название, под которым это аниме (провалившись в прокате в Японии), выстрелило в США: Ghost in the Shell.

Мы сейчас все такие из себя учёные, что, разумеется, без труда можем перевести это незатейливое словосочетание. Во второй половине 1990-х годов русские анимешники перевели это название как «Призрак в доспехах» (ещё встречается «Призрак под оболочкой»). Но, на мой взгляд, наиболее удачным является именно американское Ghost in the Shell (без перевода, получившее лаконичное сокращение GitS (ГИТС)), ибо при всей многогранности и перегруженности смыслами английских слов именно на этом языке получается создавать удачные технические термины (с чем лично я и все мои друзья с высшим образованием постоянно сталкиваемся в своей трудовой деятельности). Таким образом, это название, не являясь спойлером, является наиболее удачным обозначением, так про что эта вселенная.

Конечно, изначально была манга. Сиру Масамуне нарисовал забойный боевичок на киберпанковую тему в свойственной ему (да и всему тому времени) забавно-небрежной манере, в связи с чем изображения героев оригинальной истории не столь привлекательны, как это имело в анимационных продолжениях (подобная рисовка характерна разве что для артхаусных аниме — да, да, бывает и такое аниме тоже). Мамору Осии в этих забавных картинках разглядел нечто, что впоследствии мир узнал под названием Ghost in the Shell, в результате появились такие люди, как я, которые если и не заболели этой темой (не сотвори себе кумира — хорошая заповедь), но стали глубоко ей сочувствующими (это я так обозвала фанатство). Более того, когда создавался этот фильм (вышедший, как известно, на телеэкраны в 1995-ому году — 22 года назад (!)), его авторы скрупулёзно и очень ответственно подошли к избранной теме. Ибо переводы названия можно критиковать сколько угодно, но в том-то и дело, что в этих хитрых терминах скрывается свой глубокий подтекст.

Тут давайте вспомним сцену из первого фильма Осии, когда Бато и Мотоко едут в лифте после допроса взломанного киборга-переводчика из МИДа. Мотоко спрашивает Бато: ты видел свой мозг? В смысле, что они киборги, они физически обладают возможностью увидеть свой биологический мозг. Однако они оба этого никогда не видели (ну, так уж получилось). И в этой связи у них, как у киборгизированных личностей, нет реальных доказательств своего некогда чисто биологического существования, кроме рассказов врачей, что вот, мол, у вас, Кусанаги-сан (или Бато-сан, в зависимости от пациента) когда-то было мягкое тело из костей и мышц. Поэтому Мотоко в той сцене говорит: может быть, я умерла и вместо меня действует компьютерная программа. А чуть позже есть другая сцена, когда Кукольник обманным путём попадает-таки в 9-ый отдел. Этот Кукольник устами раненого киборга задаёт вопрос работнику МИДа, пришедшим за телом: а как ты докажешь, что ты человек? И растерянный МИДовец только обалдело молчит, потому что действительно не может дать ответа на этот вопрос. Вообще-то на планете Земля в 2017-ом году на этот вопрос действительно ещё никто не может ответить. Это факт.

Таким образом, мы подходим к тому, что русское обозначение этой истории как (в ином переводе) «призрак под цельнометаллической оболочкой» (согласующееся на самом деле с английским «ghost» (и используемое в японской озвучке «гоусто») даёт нам весьма недвусмысленный намёк на то, что существует в этих оболочках нечто, что невозможно идентифицировать с однозначной точностью, но при этом нет доказательств, что это НЕ душа умершего человека. Тут справедливости ради стоит заметить, что авторы не зацикливаются на этой идее, но указанной ссылки достаточно, чтобы мозг зрителя поработал в этом направлении самостоятельно.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что название «Призрак в доспехах» (оно же «Ghost in the Shell») правильно, лаконично и совершенно точно описывает основную идею истории.

И здесь самый главный минус вышедшего в 2017-ом году фильма: он, повторюсь, о чём угодно, но только не о призраке в доспехах. В фильме нет ничего, что давало бы хотя бы минимальную пищу для размышлений на эту тему. Если кажется, что она там есть, то только потому, что визуальный ряд любого, кто смотрел GitS ранее, невольно относит к воспоминаниям о фильмах Осии, в связи с чем здесь мы имеем не более чем эксплуатацию ранее известной идеи. Фактически это плагиат. Называть это экранизацией невозможно, ибо сама суть вышедшего фильма ничего общего, кроме некоторых картинок, с основной историей не имеет (от слова «совсем»). Но — подробности этого мы рассмотрим в главе ниже. В связи с чем возникает невольный вопрос: зачем этому фильму надо было давать такое название? Я думаю, что его можно было бы назвать «Бегущая по крышам», «Месть 99-ой» или просто «99» — отличные названия были бы. При этом можно было бы обозвать героев как угодно. Перенести историю из Гонконга в какое-нибудь Сан-Франциско. Дать им другой внешний вид. Киборга можно оставить как изобразили, всё равно похоже на киборгов из GitS'а только на уровне идей (тут уж не до плагиата, все андроиды во всех фантастических историях похожи друг на друга, наблюдаемые различия лишь отражают степень развития шизофрении у авторов). И если сделать все эти изменения, фильм не потерял бы НИЧЕГО. Вообще. Возможно, даже выиграл бы, потому что отсутствие необходимости делать ссылки на первоисточник позволило бы авторам больше степеней свободы, в связи с чем сюжет мог бы получится более последовательным.

На деле для меня это выглядело так: когда на экране кинотеатра появились первые две строчки эпиграфа, то это было ссылкой на оригинальный фильм. Но когда появились следующие две, то я сразу сказала: всё, можно уходить. Ибо мы не увидим фильм про призрака в доспехах. Так оно по факту и получилось (при этом я нарочно заранее не стала ничего читать об этом фильме — скажу честно, беглое знакомство с отзывами в интернете после просмотра у меня тоже не вызывает желания читать отзывы других людей, ибо с этим миром давно всё ясно *тут в пору махнуть рукой*).

Взгляд поклонника GitS

Итак, что же больше всего меня, как огромного поклонника этой вселенной (я даже в кинотеатр пришла в соответствующей футболке), больше всего разочаровало в этом фильме.

Во-первых, отсутствие смысла в понимании действий героев. Самым ужасным лично для меня оказалось то, что взяли куски из известного аниме, напихали туда кусков из других известных аниме, а также фильмов и даже компьютерных игр, и нарисовали историю, крайне скудную в своих изобразительных средствах. Лично мне этот фильм показался очень дешёвым в своём производстве (высокие зарплаты компьютерных аниматоров не в счёт). Да, хорошие компы стоят дорого, но зелёная тряпка недорога в своём производстве. Все используемые компьютерные технологии окупились ещё после выхода «Титаника» и «Аватара». «Игру престолов» явно снимать было дороже (там всё-таки много костюмов богатой знати а-ля Средневековье). Так что фильм не блещет какой-то особенной изысканной красотой, присущей азиатским кино-произведениям. Это всё равно что европейцы попытались снять индийский фильм, только никто петь и танцевать не умеет, в результате получили из красивой яркой сказки унылую историю соплей. Так и здесь. Написать красивую музыку тоже не получилось (а ведь между прочим эти строки писались под ОСТ из вселенной GitS'а). Я вообще толком музыку из фильма не помню (ну да, в финальных титрах зазвучала любимая «Making of Cyborg», но под эту музыку зрители уже выходили из зала).

То есть здесь мы видим: для того, чтобы хоть как-то оправдать название фильма, авторы понатыкали (в особо извращённой форме) картинок из основного фильма (преимущество всё равно отдано первому фильму Мамору Осии), не особо задумываясь над их смысловым содержанием.

И это мы не коснулись главного: идейного содержания фильма.

Здесь на самом деле ещё хуже. Начну с главного: из фильма исключили идею Любви. Просто поразительно, как легко и просто авторы избавились от одного из значимых составляющих этой истории. Хорошо хоть гуманистическую идею оставили хотя бы намёком (уже в самом конце, чтобы хоть как-то завершить этот бред). Вся тема любви не просто вывернута наизнанку, а нарочито (правда, не знаю, специально или нет) изображена в противоположном ключе: здесь вам в голову не придёт, что Бато тайно влюблён в Мотоко. Да и в образе главного киберпреступника, за которым гонялся 9-ый отдел (я уже забыла его имя, если честно, да оно и не важно на самом деле), авторы тоже тему любви как-то профукали (хотя можно было бы, раз уже делать ссылки на всю вселенную GitS'ов, замахнуться на идеи второго сезона — вполне!). Но — не было задач у авторов показывать любовь — ту самую, которая НЕ ради продолжения рода и которая так восхищала меня в оригинальной истории. При этом авторы явно рассчитывали на ту аудиторию, что сейчас является наиболее кассоводелательной: 16-20 лет. Возраст юный и в современном обществе совершенно невинный (это раньше в 15 лет полками командовали и были полноценными личностями, сейчас этот возраст называется «дети», причём, даже по телевизору). Дети любят, когда перед ними мелькают яркие картинки. Поморгай перед ним трёхцветным стробоскопом — радости будут «полные штаны». Так и этот фильм: ярких вспышек было так много, что невольно глаза приходилось зажмуривать. Хотя это неплохая стимуляция зрительного центра, так что с медицинской точки зрения, как это ни парадоксально звучит, этот фильм способствует улучшению зрения (так что, как видите, что-то хорошее я в нём всё-таки могу найти). Учитывая, на кого этот фильм рассчитан (16+), разумеется, тему высшей любви затрагивать ещё рано (сейчас родители преимущественно воспринимают своих детей либо как животных, либо как дебилов, что не лучше, поэтому не задумываются о том, что с детьми уже можно вести высокие беседы — правда, справедливости ради стоит отметить, что большинство современных родителей на это в принципе не способны). Оригинальный фильм М. Осии настолько сложен, что его не все взрослые способны понять, поэтому чего уж тут хотеть от детей? Вот авторы и не стали насиловать детский мозг идеями высшего порядка, о которых умудрённые жизненным опытом седовласые дяденьки до сих пор не могут договориться. С одной стороны, это им простительно, но, с другой (опять же!), тогда причём тут призрак в доспехах?..

Более того, доказательством того, что этот фильм создавался не ради идей, заложенных в оригинальную историю, а тупо ради денег, опять же является его рейтинг «16+», ибо по манге Мотоко любила развлечь себя лесбийскими секс-играми в виртуальном пространстве, а в фильмах и особенно сериалах её женская сущность неоднократно подчёркивалась не только анатомическим сходством с телом живой женщины, но также и излишне большим бюстом (это уже про сериалы, которые не могут быть без фансервиса), который в общем-то для оперативного сотрудника бесполезен, правда, по манге Мотоко нарочно создавали с функциями секс-дроида для выполнения особых оперативных заданий (извините, но Джеймс Бонд с некоторыми бабами спал тупо потому, что это был источник информации). В этой связи даже диву даёшься, как это толерантный Голливуд, который способен дать «Оскара» только за одного негра-гея, пропустил такую скабрезную тему! Хотя, опять же справедливости ради стоит заметить, что за негра-гея много денег не получишь. А вот за бесполую тётку, в невидимом режиме дубасящую мужиков — вполне. Думаю, касса у этого фильма будет хорошей (его ведь на каждому углу рекламируют).

Что касается технологий. Я не технарь, но имею кое-какое отношение к медицине. Поэтому мне лично многое из происходящего на экране показалось большим бредом. Честно говоря, я не большой фанат разбирательств на тему, что и как там неправильно, но кое-что всё-таки замечу. Например, непонятно, почему у мозга в фильме могут быть какие-то программные коды, которые ещё и стирать можно? То есть если мозг тупо процессор, то зачем тогда биологический мозг? В оригинальной истории как раз и показывалось, что мозг как явление нашего биологического мира — создание непознанное и в какой-то степени даже непознаваемое. Именно поэтому и возникает тема «призрака/ghost'а». В этом же фильме мозг не представляет собой загадки. О как! Тем самым губится на корню вся идея. И в связи с чем в стопятьсотый раз возникает вопрос: причём тут призрак в доспехах? Всё оперирование с научно-технической терминологией происходит в рамках поговорки знаменитого Козьмы Пруткова: любим произносить слова, значение коих не понимаем. Главное сказать красивое слово: «синапс». И после этого — катарсис!.. (прям как в фильме «День выборов»). Чё это такое, чё оно делает — да какая разница? Детям это всё равно ещё не понять (кому понять, те пренебрежимо малая величина — я не говорю, что все дети тупые). Главное, что в этом фильме такое сложное устройство, как киборг, можно вывести из строя электрошокером. Мне понадобилось 2е минуты (с учетом просмотра открываемых страничек), чтобы найти в интернете статью, как сделать пиджак, чтобы тебя не поразил электрический ток — почитать, кстати, можно здесь). Пиджак! Своими руками! Там даже видео есть — мужик в себе руку электрошокером бьёт, и ему пофик. В фильме киборг, заявленный как первый в своей серии (потом выясняется, что были предыдущие опытные образцы), на разработку которого потрачено огромное количество дорогостоящих ресурсов, человеко-часов и бонусов руководящих работников (что фактически приводит его к стоимости современной космической ракеты — это несколько миллиардов долларов) тупо вырубается от электрошокера. Всё. Это апофеоз. Всё остальное можно не рассматривать, достаточно и этой глупости. То есть если есть настолько фундаментальные ошибки, выявлять их все — ну, просто не уважать собственное время.

Что касается антуража. Это обычный Гонконг с компьютерным наложением чрезмерно агрессивной рекламы. Скажу честно, современный Китай потрясает. Даже в США такой натуры не найти. Что опять же приводит нас к мысли, что авторы порядком сэкономили — они не стали рисовать мир Будущего из фильма. Хотя в оригинальных историях действие происходит в Токио, и в современном Токио тоже очень много Будущего. Но, смею предположить, что в Токио либо дорого снимать (что скорее всего), либо по каким-то другим причинам не стали этого делать. А самое главное, что в оригинальном фильме главные плохиши — американцы. В связи с чем также невольно возникает вопрос, почему американцы так вывернули эту историю. Отомстить авторам оригинальной идеи за своё уничижительное положение в оригинальной вселенной? Тем более что в ближайшую тысячу лет как минимум Хиросиму и Нагасаки японцы будут помнить очень хорошо. Поэтому нет ничего удивительного, что в оригинальной истории — как  и вообще в большинстве здравомыслящих аниме — американцы  отнюдь не хорошие ребята. Что повлекло за собой новое изменение в фильме: здесь плохиш свой, и вообще нет какой-либо территориально внешней стороны, которая устраивает козни. Здесь всё зло идёт изнутри. Что для американцев, наверное, характерно — эти господа натворили по миру дел, достаточно только в телевизор глянуть. Ну да ладно, хотят так — пусть будет так, это не самое страшное в фильме.

Теперь посмотрим на актёрский состав. Первая среди прочих — Мира. Которую когда-то, оказывается, звали Мотоко, но это было в её прошлой (биологической) жизни. Здесь она Мира. Ну, ладно. Хорошо. К слову сказать, Скарлетт Йохансон очень похожа на персонажа манги, которая не была красавицей (подобно другой Скарлетт). Единственный минус — она зачем-то двигается как робот. И в ней совсем нет той женственности, что была присуща оригинальной Мотоко Кусанаги. Это что касается актёрской игры. Что касается её персонажа, то она в 9-ом отделе всего год, новичок. И при этом — майор, из-за чего при просмотре совершенно непонятно, за какие такие заслуги она стала майором. В оригинальной истории она самолично набирала весь свой отряд, новичок там — Тогуса. В оригинальной истории она — главный тактический мозг их группы, она опытный боевой офицер, привыкший к своему кибертелу (с детства, причём). Она не бунтарь, но логик. И когда она не подчиняется приказам, она делает это не потому, что ей так хочется — импульсивность Мотоко Кусанаги вообще не свойственна, насколько я помню, она как раз всегда восхищала своей разумностью и трезвостью, явно единственная способная составить интеллектуальную конкуренцию своему шефу.

Что касается Арамаки в исполнении Такеши Китано. Такое ощущение, что старичку дали подзаработать (пенсии в Японии что ли нет?). При этом этот старичок плохо прочитал свою роль и в итоге потребовал себе револьвер, каким привык стрелять в фильмах в молодости. Арамаки — это стратег и дипломат, кабинетная крыса, решающая вопросы на высшем правительственном уровне. Если Мотоко — мозг, то он — гипермозг. А не полудохлый старик, лупающий глазками из кресла в углу. Короче, привычного нам Арамаки тоже нет.

Бато. Просто придурок. У него много экранного времени, но всё оно ни о чём. Какой-то звериности в нём не чувствуется, он просто крупный мужик, который почему-то любит собак. И ещё глаза потерял в ходе всего этого действа (к слову сказать, очень чувствовалось постоянное желание авторов объяснить то, объяснение чего в оригинальной вселенной почему-то зрителям не требовалось — излишнее углубление в малозначительные детали всегда уводит от сути).

На этом персонажи, о которых что-то можно сказать, заканчиваются. Да, ещё есть главный киберпреступник, но его личность так и остаётся загадкой, и по сути своей он нужен лишь для объяснения действий главной героини во второй части фильма. Что касается остальных персонажей, то Тогуса тут вообще никакой (его стопроцентная человечность тут вообще никакой роли не играет, хотя в оригинальной истории это был принципиальный момент), а Сайто и Исикава лишь эпизодически промелькивают (оно и понятно, на них просто не хватило экранного времени, да они и не нужны тут особо). Что касается роли Джульетт Бинош (доктор, варганящий киборгов), то она вроде как попыталась добавить истории какой-то человечности, но всё ушло в голливудские сопли, мало для меня интересные.

Всё дело в том, что этот фильм тупо свёлся к истории о мести. У девочки отобрали тело и насильно запихнули в кибероболочку (привет «Технолайзу»!). Надо за это отомстить? Конечно! Тем более что есть чем — на халяву такое тело досталось. Правда, от электрошокера страдает, ну да ладно, сама дура, надо чаще термооптический камуфляж применять. В любом случае вся история эта и выстроена вокруг идеи о мести. Слегонца затронули идеи противостояния Государству, но очень поверхностно, так как за такие идеи сейчас по головке не гладят, но в целом фильм лишён какой-либо философской составляющей и всё сводится исключительно к животному реагированию на раздражители. В связи с чем напрочь отсутствует тема, что такое личность, тем более что воспоминаниями можно так легко манипулировать (полная противоположность оригинальной вселенной).

Стоит ли тут упоминать, что вся красота первого фильма Осии, толком не перекочевавшая в live-action, полностью лишена своего исходного символизма? Именно из-за этого фильм выглядит надёрганным набором случайных игральных карт. Последовательности никакой, но зато пёстро. Так как у фильма нет идейной составляющей, соответственно, в символизме нет необходимости, поэтому его тут даже искать не стоит (я изначально сомневалась, что авторам этого фильма будет доступен язык невидимого, которым так ловко манипулируют мои любимые японские режиссёры и сценаристы). Единственно что все эти визуальные цитаты без идейной наполняющей меня лично раздражали при просмотре. Лучше бы их вообще не использовали — на мой взгляд. Лучше бы это был просто голливудский фильм про киборгов, озабоченных местью. И всё. А то такое ощущение, что некогда в Голливуде написали сценарий, который — чисто совершенно случайно! — оказался похож на GitS, из-за чего в мозгу продюсеров мгновенно нарисовался бизнес-план: мы можем срубить бабла! Ну, что ж, во все времена коммерция играла на слабостях людей. Вот и я не осталась исключением, а могла ведь подождать, когда появятся торренты с HD-качеством.

А что, если это просто фильм?

Впрочем, давайте отвлечёмся от моей любимой вселенной GitS и посмотрим на этот фильм взглядом человека, не знакомого с этим аниме.

Здесь мне особо нечего сказать на самом деле. Идея в фильме есть, хотя раскрывается только во второй половине, в связи с чем меня лично весь первый час очень раздражало, что я не понимала мотивов героев. При просмотре я нарочно отключила все воспоминания о первоисточнике, и действа героев с исходным фильмом не сравнивала. А в том-то и дело, что если отвязать этот фильм от первого фильма Осии, то вообще непонятно, чего они всех этих людей дубасят. Да и вообще непонятно, кто все эти люди. Начинается история с того, что год назад создали киборга — Миру, первую в своей серии. Потом показывают её спустя год. Она опытный сотрудник полиции (ну, допустим), обладающий совершенным телом (ну, почти совершенным). Выполняет боевое задание, находит преступника, действуя смело и решительно. А потом преступник «обращает её в свою веру», раскрывая ей глаза на её собственную природу. Разумеется, тут вскипает разум возмущённой героини — Мира начинает мстить. И отмщает, возвращая себе семью. Всё, на этом весь сюжет (да, это спойлеры, но я пишу для тех, кому искренне не рекомендую это смотреть). Что касается тем искусственного интеллекта, разума и человека — нет, здесь этим вопросам элементарно нет места, ибо фильм НЕ об этом. Это надо понимать. Соответственно, если рассматривать этот фильм с точки зрения современного кино, то нужно просто для себя определиться: чего ты в кино любишь? Я лично — логичный сюжет, красивую музыку и красивую картинку, которые все вместе, в совокупности являются аудиовизуальным воплощением некой интересной идеи, заложенной в фильм. Если этого нет, мне скучно и неинтересно. Я люблю, когда после фильма ты о чём-то задумываешься. А после этого фильма ты задумываешься только о том, зачем всё это надо было делать? Деньги — слишком простой ответ. Есть, конечно, слабая надежда, что после этого фильма некоторые захотят ознакомиться с оригиналом, но, боюсь, что при обратной последовательности просмотра будет полное разочарование фильмами Осии — типа: блин, там всё так занудно, какие-то размышления постоянные ни о чём... Тем более что у современной молодёжи настолько клиповое мышление, что они готовы поверить всему, что является трендом, без вникания в смысл (огромное количество поклонников Лёши Навального в детской аудитории тому пример, хотя я лично против 60-ти часовой рабочей недели). Собственно говоря, у меня нет разочарования в фильме, ибо я изначально готовилась к худшему. Этот фильм для меня — всего лишь очередное напоминание, что этот мир уже даже не катится — он скатился в ту яму, куда он начинал катиться в начале 1990-х годов. Стоит ли особо стенать по этому поводу? Разумеется, нет. Я всего лишь хочу отметить несколько аспектов, которые лично меня возмутили просто потому, что не могли не возмутить в силу моей личной привязанности к оригинальной истории. А также хочу предупредить всех истинных думающих поклонников этой уникальной вселенной не смотреть эту хрень.

Зачем копии, когда у нас есть такой великолепный оригинал?

 

 

p.s.

Как можно было бы исправить фильм

Дать другое название, убрать все ссылки на GitS, сделать последовательный сюжет и поменьше соплей.

 

p.p.s.

После этого фильма у меня появилось ощущение, будто изнасиловали близкого друга. Мерзко и обидно. До слёз.

 

 

Мою рецензию на первое аниме из данной серии можно прочитать здесь.

 

2 апреля 2017 г.

IMDb

 

 

Главная страницаЕщё про кино

 

МэтрыСветописьМыслеблудиеАрхив X-files ЛитерографияДемиург

 

2017 © Таэма Дрейден, НеРеалии