Мир любой ценой с дулом у виска

В основу фильма "Тринадцать дней" положена история Карибского кризиса 1962 года, когда мир оказался на грани Третьей Мировой войны. Это был один из самых напряженных моментов в истории второй половины ХХ века, когда решался вопрос о существования человечества. Сейчас эти слова могут показаться банальными, но тогда это банальностью не казалось. Угроза вторжения на Кубу (а именно вокруг этого события разворачивался конфликт) могла обернуться очень большими неприятностями в виде ядерных межконтинентальных атак. Холодная война, провозглашенная У. Черчиллем в 1946 году, грозилась перетечь в действительные военные наступления. Однако стоять на краю пропасти — это еще не падать в нее. Поэтому кризис удалось разрешить дипломатическим путем, хотя это стоило обеим сторонам немало нервов и трудов.

Ситуация осени 1962 года хорошо изложена в исторической литературе, поэтому замечу только, что события в фильме переданы с приближенной достоверностью. Видимо, не зря сценарист Дэвид Сэлф использовал при написании исторические документы, потому что даже если история, рассказанная без прикрас — не история, но нельзя же всё ставить с ног на голову, тем более когда история вполне реальная. Тем не менее, есть в фильме и исторические неувязицы, да и конфликт преподан именно так, как его представляют себе американцы — и даже более того, в этом фильме представлена их позиция, которая зачастую носит оправдательный характер. И вот, собственно, почему.

"Мир — наша профессия", — говорят генералы своему тогда ещё не очень знаменитому президенту J.F.K. во время серьезного совещания в Белом доме. Но между собой братья Кеннеди понимают, что "Генералы хотят драки". Собственно, похоже, действительно всё к этому и шло. Хотя начиналось всё достаточно непросто. Во-первых, в 1959 году к власти на Кубе пришел Фидель Кастро, свергнув правящего тогда диктатора Фульхенсио Батисту. Здесь стоит отметить, что просто так боевая готовность № 4 боевой готовностью №2 не становится, всякое следствие имеет свою причину. Очевидно, что Кастро не сам придумал разместить на кубинской территории ядерное вооружение СССР. Есть даже предположение, что скорее всего именно поэтому правительство Батисты и было свергнуто — в рамках начальных этапов на пути достижения плана размещения советских ядерных сил поближе к мировому агрессору. В результате Куба оказалась между молотом и наковальней. Да, СССР хочет разместить свои боеголовки на маленьком острове в Карибском море, чтобы достичь ядерного паритета. Но США тоже не лыком шиты. И речь здесь не только о "доктрине Монро". В 1902 году Куба стала независимым государством, но Соединенные Штаты сделали так, что в ее конституцию была внесена так называемая "поправка Платта": в этих дополнительных статьях конституции ущемлялся национальный суверенитет Кубы и на их основе США позволялось в любое время ввести на остров свои войска. Что они, собственно, и делали. Например, операция 17-19 апреля 1961 года, известная как Плая-Хирон (исп. Playa Giron), проведенная в бухте Кочинос (в фильме она упоминается как сражение в бухте Свиней — "cochino" по-испански "свинья"), во время которой кубинских контрреволюционеров, завербованных США, разгромила Повстанческая армия. Возглавлял армию повстанцев сам Фидель Кастро. А Советы в этом сражении оказывали немалую помощь. Это сражение с позором вспоминается американскими военными, а на Кубе даже учредили праздники — 17 мая День ВВС и ПВО, а 18 мая — День Танкиста, и даже в мае 1961 года учредили награду "Плая-Хирон". США — большое и мощное государство, оно не любит проигрывать, особенно таким маленьким странам. Но у маленьких стран есть большие друзья. Вот и получается, что мир разделился на две части: с одной стороны, США и при нем же НАТО; с другой, СССР и страны (бывшего теперь уже) соцлагеря. Эти две стороны до сих пор смотрят друг на друга, насупившись. В 1962 году эти стороны просто столкнулись нос к носу, и только благоразумие и добрая воля помогли избежать катастрофы.

А если рассудить, что имел Советский Союз в 1962 году? Соединенные Штаты действительно были самой сильной, самой оснащенной в ядерном отношении державой. Но, видимо, ботинок Хрущева сильно их тогда перепугал, когда на заседании совета ООН он заявил, что "мы им покажем Кузькину мать!" и иже с нею. Имея всего лишь 30 пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет против 203-х американских, да ещё к тому же уступающих им по показателям боеготовности, Советскому Союзу удалось напугать своих противников. Напугать до смерти. Что в Белом Доме даже разработали странный проект, по которому ответный удар СССР должен был нанести не по Соединенным Штатам, а по Берлину, тем самым ввязывая в эту ядерную бойню НАТО — т.е. развязывая Мировую войну. Не знаю, насколько этот проект мог быть реальным, ведь СССР представляла для США угрозу еще и со стороны Дальнего Востока. Зачем ввязывать НАТО, когда можно подойти с заднего входа через Аляску? Впрочем, может быть, американцы придумали эту версию, чтобы хоть как-то себя успокоить, что хоть Сиэтл можно будет спасти. Но всё-таки вариант "Берлин" выглядит весьма слабовато — это же слабовато выглядит и фильме. Я бы даже сказала, нелепо. Однако в этом противостоянии у Советского Союза все-таки было преимущество, из-за которого американское правительство подняло такой переполох. Конечно, вдоль границы СССР американцы расположили свои боеголовки. Но ни одна из них не была способна долететь до Москвы. И тут на Кубе размещаются ракеты, которые прямым попаданием уничтожают самые главные города Штатов. То есть получается, что в случае возникновения войны США сразу же проигрывают, потому что ответный удар будет по Вашингтону, а в таком случае никакая эвакуация уже не спасет ни президента, ни кого-либо из его окружения — в таком случае однозначно побеждают Советы. А это уже путь к мировому господству коммунизма — так, наверное, об этом думали герои фильма, когда сказали, что "на их заднем дворе роется красная собака". Хотя на самом деле это может быть и не так. Но в этом уже пусть разбираются историки.

Ну, а если рассуждать ближе к фильму, то хочется сказать, что кино заявлено как политический триллер, отснятый режиссером Роджером Дональдсоном. Это история про военных, но это не боевик. Вернее, совсем не боевик. В главной роли снялся Кевин Костнер в роли "своего" человека в команде Кеннеди — Кеннета О'Доннела. История как бы разворачивается именно вокруг него: начинается фильм тем, что он завтракает со своей семьей, этим же фильм и заканчивается. Но мы понимаем, что в результате видим перед собой двух разных людей. Оно и понятно. Это были кошмарные деньки. Это были кошмарные деньки для всего мира. Но нам показывают эту ситуацию через одного человека. Обыкновенный семьянин (жена и пятеро детей), на плечи которого судьба возложила нелёгкие испытания. И на самом деле это уже второй вопрос, что он работает в аппарате Кеннеди его политическим советником. Роль Кеннеди сыграл Брюс Гринвуд, канадский актер, внешне чем-то похожий на Кеннеди. Мне трудно судить, не зная в лицо американских политиков тех лет, насколько создатели фильма стремились достичь портретного сходства. Но в фильме удалось передать ощущение эпохи того времени, даже вставленные черно-белые, как будто документальные, съёмки передавали ощущение реальности происходящего. Впрочем, в Америке умеют снимать такие фильмы. Кстати, учитывая, что в главных ролях три человека, не могу не упомянуть актера Стивена Калпа, который сыграл роль Роберта Кеннеди, брата президента и министра юстиции — странного экспрессивного человека, у которого амбиций больше, чем у его братца. Вообще оба брата в фильме показаны как весьма интересный тандем. Хотя, возможно, в некоторых случаях актёры просто перестарались с импульсивностью. В начале фильма характерна фраза, внезапно возникшая среди горячих споров: "Братья Кеннеди погубят Америку". Собственно, в течение всего фильма в лице президента мы видим неуверенного в себе человека (по крайней мере он производит такое впечатление), который хоть и пытается решить проблему, но у него нет той определенной жёсткости, в отличие от военных, чтобы принять правильное решение. Впрочем, хотя президент и является гражданским лицом, роль главнокомандующего ему явно не по плечу. В одной из частных бесед он замечает, обращаясь к брату и О'Доннелу: "У солдафонов есть преимущество. Никто не останется в живых, чтобы сказать, что мы не правы". И как бы в подтверждении душевной слабости президента нам показывают сцену, когда Кенни О'Доннел напоминает: "Вы знаете, что делать, господин президент. Вы сделаете то, что нужно. И так будет всегда". И вот этот человек решил объявить блокаду Кубы!.. Собственно, не знаю, чего добивались создатели этого фильма. Ведь в Карибском кризисе виноваты, по сути, американцы, так как Советы не начинали войну. Разместить боеголовки — это ещё ничего не значит, сейчас Россия обложена боеголовками по самое небалуй, да и нам больше не надо размещать боеголовки на американских задворках, когда есть такое стратегическое вооружение, как Синева, Тишина, Сатана и так далее. Наша планета не такая большая, как американцы могут себе это воображать, межконтинентальные баллистические ракеты не вчера изобретены, тем более у нас ещё и Дальний Восток есть, да и через Северный Полюс самолёты тоже благополучно летают. Так что кипешивать тут особо нечего, всё равно в случае возникновения ядерной войны ни Москва, ни Вашингтон об этом никогда не узнают (народная мудрость).

Сейчас ситуация в мире хоть и неспокойная, но всё-таки глобально пока не все ещё воюют. Проблема в том, что американским властям что-то всё время неймётся. Мне кажется, что им пора бы успокоиться, особенно после таких эксцессов, как в 1962-ом году, когда они чуть было весь мир не подожгли. Нет же ж, до сих пор американские войска где-то смуту наводят. И даже вот этот фильм. Он ведь не о героях, спасших мир (хотя авторы, наверное, думают, что про героев), а о людях, которые этот мир чуть было не погубили. То, что они не стали этого делать, героями их не делает, это тоже надо понимать.

Если размышлять об истории, положенной в основу фильма, то можно вспомнить ещё один вариант возникновения конфликта, правда, он тоже будет не в пользу США. Известно, что примерно в то же время происходило испытание ядерного оружия, в том числе и космического ядерного оружия. Кстати, это же и упоминается в фильме, где проскальзывает мысль, что эти испытания как бы компрометируют Белый Дом, но с другой стороны, они отменять их не собираются. Испытания проходили в Тихом океане, в районе атолла Джонсона (довольно знаменитая история). Однако есть версия, что во время испытаний произошел сбой и одна из американских боеголовок упала как раз на Кубу. Именно это и стало причиной того, что правительство Кубы попросило военной защиты у СССР, чтобы защитить себя от подобных "казусов" в будущем. И это может быть вполне вероятной причиной, так как уже давно известно, что точность попадания в американских войсках хромает.

Я нарочно так подробно остановилась на изучении ситуации 1962 года, потому что стоит во всем разобраться. Кино, конечно же, плохой учебник, но зато прекрасный мотиватор изучения реальной истории. Особенно когда повествующие пристрастны. По-своему их, конечно же, понять можно, однако всё-таки хочется достоверности. Тем более что история ХХ века — это фактически наша с вами история. При этом это довольно сложный материал для создания чего-либо развлекательного, потому что достоверность часто становится жертвой желания угодить непритязательному зрителю. Особенно в такой серьёзной истории, на которую и так мало кто пошёл в кинотеатр, а из тех, кто пошёл, основная масса ещё и не поняла, зачем она это сделала.

На самом деле хорошо, что появилось такое кино. Эта история очень поучительна. Человек, достигнув некоторого научно-технического прогресса, возомнил себя хозяином мира. Но практика показывает, что мы всё ещё обезьяны с гранатой. И тем для нас хуже, если у этой гранаты начинка из какого-нибудь радиоактивного материала.

Сам фильм поставлен очень грамотно. Нам показывают всю аналитическую машину в действии. Это хороший умный фильм. Поэтому меня не удивило, что в кинотеатре было так мало желающих его посмотреть, меня не удивило, что эти немногочисленные желающие иногда позволяли себе слишком откровенно зевать. Это не фильм действия — если только не называть действием бег мыслей, что на самом деле всегда интереснее обычных гонок или махача. Во время просмотра мы наблюдаем, как несколько обременённых властью людей напряженно думают, спорят, дискутируют... Были и пара по-настоящему острых моментов, но это всё было второстепенно. Мне лично фильм показался интересным, после просмотра я даже как-то впервые серьёзно задумалась над тем, а что, собственно, тогда произошло? Стоит только осознать, на пороге чего мир стоял в 1962-ом году, как волосы невольно начинают на голове шевелиться.

Вот уж точно в фильме подметили: "Господи, море твое так огромно, а лодка моя так мала"...

 

6 июня 2002 г., в редакции 3 февраля 2017 г.

Впервые опубликовано на kinokritik.narod.ru

IMDb

 

 

Главная страницаЕщё про кино

 

МэтрыСветописьМыслеблудиеАрхив X-files ЛитерографияДемиург

 

2017 © Таэма Дрейден, НеРеалии