Очень люблю этот фильм. Это не чистая экранизация Оруэлла, этот фильм взращен не только на романе «1984», хотя основная концепция взята именно из этой книги, но ещё и «451° по Фаренгейту» Бредбери, а также «Новый дивный мир» Хаксли. Тут надо сразу сказать, что если упомянутые фамилии вам ни о чём не говорят, то и этот фильм вам, возможно, не придётся по вкусу, потому что это глубоко философская история, хотя в неё привнесли спецэффекты из фильма «Матрица», разбавив также красивыми драчками из лучших фильмов с участием Брюса Ли.

Это сейчас идея создания мира с отсутствием эмоций кажется не нова, но это только потому, что когда эта идея впервые появилась, её тут же подхватило Прогрессивное Человечество (это не сарказм), чтобы как следует обдумать. В общем-то, мы уже понимаем, что это бредовая идея, потому что эмоции — это неотъемлемая часть человеческой психики. Люди не машины, не роботы. А уж борьба с эмоциями как концепт предотвращения преступлений — это уж, совсем, простите, на уровне размышлений современных российских чиновников.

Да, человек несовершенен, увы. Но, может быть, именно в этом наше счастье? Совершенство недостижимо, но именно его поиск даёт нам столько смыслов к существованию. В противном случае зачем вообще существовать? К слову сказать, это одно из самых слабых мест книги Олдоса Хаксли — там ведь непонятно, зачем это общество само себя постоянно воспроизводит. По большому счёту рассуждения, подобные тем, что привели Джорджа Оруэлла к написанию аж целого романа (очень интересного, я прочитала его очень быстро), неминуемо заводят в тупик, потому что главный вопрос, который должен ставить себе человек, это «зачем?». Вот зачем всё это тогда, если людям нельзя иметь эмоции? Я понимаю, когда у Филипа К. Дика есть рассказ, в котором машины, производящие потребительские товары, создали для себя потребителей, так как все люди погибли — они по-машинному решили чисто прикладную задачу. Правда, отдельная тема, как они её решили, там рассказ вообще-то не об этом, но ведь люди совсем не машины. И не должны ими быть. Какой смысл в мире, где ничего не происходит? Да и вообще, это ж каким нужно быть маньяком, чтобы всех людей лишить эмоций? Фрейд точно поседел бы на первом сеансе, если бы к нему припёрся этот «замечательный человек».

Скажем честно, идея создать мир без эмоций может родиться только из одного чувства: чувства страха. Ибо только этим чувством можно объяснить, почему, обжегшись на молоке, начинаешь рьяно дуть на воду. Вот эта, простите, «дрочка» (не могу сказать по-другому) на безопасность — основной бич современного человечества. Люди так боятся опасностей, что готовы отказываться не только от радостей жизни, но и от самой жизни. Безопасность вообще штука вымышленная, её по большому счёту нигде не существует, и мир спасает от катастрофы только то, что кто-то всё-таки придерживается техники безопасности, а это всё-таки разные вещи, чем сама концепция тотальной не-опасности. Но всё-таки, как уже было сказано великими до нас, кто променял свободу на безопасность, не достоин ни того, ни другого. Если человек добровольно отдаёт право быть самим собой, то о него можно не только ноги вытирать — фактически это заявка на посещение биореактора. Потому что в стремлении к не-опасности кроется в общем-то ещё более мерзкое стремление — стремление минимизировать (в идеале — свести к нулю) ответственность за свои слова и действия. Если уж рассуждать глобально, большинство так хочет не-опасного мира только потому, что они не хотят думать. И это, кстати, одна из причин, почему возможно создание общества «живых машин» подобно предложенному в фильме — люди так не хотят думать, что они готовы отдать что угодно, лишь бы был кто-то, кто принимает решения за них. Это вот как в политике: если ты ею не занимаешься, то она занимается тобой (Черчилль, кажется). Ведь посмотрите, сколько зла в этом мире творится с молчаливого согласия большинства. Отказываясь принимать решения по каким-то глобальным вопросам, люди принимают решение потакать тем безумцам, что захватили власть и творят что хотят.

Но человек не машина. И поэтому кто-то да обязательно предложенную концепцию не выдержит. Если бы идея фильма была жизнеспособна, фильм бы уложился в две минуты. В этом фильме ничего бы не произошло, это была бы короткая выдержка из хроники никчёмных существ, которые живут ради ничего. Но, разумеется, разум возмущённый вскипает из-за несправедливости, потому что если разум есть, то он не может не проявлять себя. Другое дело, что тупицам предложенная концепция, царящая в мире фильма «Эквилибриум», может показаться раем, но вообще-то отказ от эмоций — это отказ от размышлений. В самом фильме на эту тему ничего не сказано, но это же очевидно, что главный герой задумывается о косяках системы как раз после того, как перестаёт принимать препарат. То есть когда у тебя нет эмоций, ты и не размышляешь. А зачем размышлять, если твои размышления не подкреплены положительными или отрицательными эмоциями? Положительные эмоции заставляют тебя творить. Отрицательные — исправлять ошибки действительности. А если тебе всё пофик, то о чём размышлять, особенно если ты не занимаешься научными проблемами? Да и потом, учёные занимаются наукой, потому что им это интересно, потому что им любопытно, и нет ничего приятнее разгаданной загадки. Так что интерес всегда подогревается положительными эмоциями. Если тебе неинтересно, то наукой ты заниматься не будешь — а смысл?.. Короче, тема отказа от эмоций не так проста, как это кажется на первый взгляд.

Разумеется, эта история не просто фантастический вымысел (хотя фантастика может быть с претензией на реалистичность). Это фильм-притча. Здесь очень много символов (начиная с аллюзии на флаг фашисткой Германии), здесь всё не просто так — формы, линии, цвета, звуки... При этом весь фильм — это рассказ авторов, что нет ничего более безумного и бессмысленного, чем заставлять людей отказываться от самих себя.

Впрочем, для тех, кто рад бы отказаться от самостоятельности в принятии решений и которым для ощущения себя достаточно немного потешить рецепторы, авторы впихнули в красивую картинку красивый экшн. Надо сказать, что фильм очень красивый, очень стильный. Кристиан Бейл отлично справился со своей ролью, это вообще очень разноплановый актёр. Шон Бин великолепен как всегда, впрочем, здесь все актёры сыграли просто отлично. И если не рассматривать этот фильм как предупреждение-притчу, то это очень неплохое развлекательное кино на фантастическую тему. Именно поэтому считаю его одним из лучших в череде фильмов про Будущее, потому что, с одной стороны, огромная философская составляющая, и при этом — невероятно стильно. Ведь авторы очень серьёзно подошли к выбору натуры, поэтому в кадрах очень много настоящего так называемого «фашистского конструктивизма» (термин мой).

Так всё-таки, почему «Эквилибриум»? Сам этот термин подразумевает равновесие, т.е. ты не творишь ни зла, ни добра. Но что есть «зло», и что такое «добро»? В мире, где отсутствует и то, и другое, рано или поздно победит концепция отказа от нравственности, потому что если ты не творишь добро, постепенно ты разучиваешься видеть зло в зле. Это очень относительные понятия, которые невозможны одно без другого. Современное человечество более-менее понимает, почему человек может творить зло (сопротивление негативным обстоятельствам или просто внутренняя потребность). При этом человечество ещё меньше понимает, почему люди делают добро (если они это делают не ради соблюдения предрассудков, навязанных извне или, например, чтобы быть угодным богу — некоторые христиане, например, считают, что человек не может творить добро сам по себе, он на это просто не способен, поэтому люди делают добрые поступки, потому что бога боятся, хотя на самом деле иногда это действительно просто внутренняя потребность). И если рассуждать о позициях добра и зла в нашем мире, то мы непременно столкнёмся с идеей, что когда мы описываем один из этих терминов, мы непременно объясняем его как антипод другого. Ведь во Вселенной всё относительно, и при этом одно и то же событие может быть и злом, и добром (тигр убивает антилопу, чтобы поесть: для тигра радость желудка, для антилопы — конец жизни, и что теперь, тиграм становится вегетарианцами?.. а кто сказал, что растения не хотят жить?..). Люди настолько сложные существа, что это нужно только приветствовать, а не заставлять всех ходить под одну гребёнку строем в колонну по четыре. И нужно быть очень конченным идиотом, чтобы повестись на яркие речи какого-нибудь не очень высокого человека, которому «жёлтая вода» в голову ударила и ему захотелось власти над народом, который он объявил лучше других народов... То есть который решил, что мы не будем содержать штат правоохранительных органов (следователей, прокуроров и судей), мы просто дадим людям некие капельки, из-за которых они лишатся эмоций, поэтому не будут совершать насилия... правда, мы создадим другие правоохранительные органы, которые будут ходить и проверять, кто как регулярно эти капельки принимает, и если кто пропускает дозы, то мы ему свинца в его медную голову добавим... Короче, за что боролись, на то и напоролись, как говорится. При этом какой смысл гоняться за людьми, которые, например, просто хотят любить своих детей? Или друг друга?.. Честно говоря, вообще не понимаю, как в таких условиях люди размножались. Ведь чтобы у мужчины возникла физиологическая реакция на женщину, он должен испытать эмоции, которые его организм подготовят к продолжению рода. Если у мужчины таких эмоций нет, то зачать детей он не способен физически (иногда это ещё называют импотенцией). Если только тут не практикуют искусственное размножение, но это опять же подталкивает нас к мысли, возникшей уже при чтении романа «Дивный новый мир»: а зачем им тогда дети? Приказ начальства, что ли, выполнить очередной план по рождаемости?.. А что они потом будут делать с этими детьми?.. И зачем им вообще столько взрослых (особенно если их никто не ест)?..

Таким образом мы подходим к неминуемому выводу: когда человек отказывается от эмоций, побеждает Зло. Это абсолютно негативная ситуация, потому что заставлять человека что-то НЕ чувствовать — это самое настоящее насилие не только над личностью, но и над его естественной природой. Отсюда и аллюзии к фашизму. Отсюда и физическое уничтожение несогласных. Поэтому в итоге это фильм о том, что Добро рано или поздно, но всё-таки восстанет против Зла, особенно если Зло жестоко и бессмысленно. Ибо нет ничего хуже бессмысленной жестокости.

Однозначно к просмотру людям, любящим поразмышлять на досуге, что такое человек.

 

24 августа 2018

IMDb

 

 

Главная страницаЕщё про кино

 

МэтрыСветописьМыслеблудиеАрхив X-files ЛитерографияДемиург

 

2018 © Таэма Дрейден, НеРеалии