Жизнь – это повесть, рассказанная идиотом

Это история о необычном человеке по имени Пол. Необычен он не потому, что является человеком творческим, хотя его музыка и особенно картины являют собой нечто запредельное. Он другой – в самом широком смысле этого слова. Человек с очень чувствительной психикой. Некоторые называют ее больной. Но ведь в мире всё так относительно…

Собственно, в этом и вся проблема: в определении, что есть сумасшествие и как разделить людей на нормальных и больных? Главный герой в результате попадает в психиатрическую лечебницу. Спросите, в результате чего?.. На самом деле сложно сказать, хотя толчком к этому действительно могло быть то, что его бросила любимая девушка. А возможно и так, что то событие было всего лишь последней каплей...

В начале фильма главный герой нам рассказывает о сне своей матери. В нем по пляжу бегут какие-то четыре лошади. Они спотыкаются, падают. Поднимаются, потом снова падают... О чем этот сон? Да трудно сказать. Наверное, это просто сон, который снился беременной женщине. А потом родился человек, который понял, что он заперт в этом мире как в той же самой психиатрической лечебнице. Выход, естественно, есть...

«Сны – на дне их мы различаем безжалостную атаку реальности».

Когда человек сходит с ума, он теряет над собой контроль. Окружающие смотрят на него дикими глазами, тайком вызывая различные социальные службы. А человек на самом деле всего лишь пытается понять, что есть мир и что есть реальность. Когда действительно осознаешь себя человеком, на самом деле становится страшно и неуютно. Постичь себя до конца?.. К чему это приведет?.. Правильно, ни к чему хорошему. Поэтом самоубийство – это единственный возможный выход из реальности. Даже если реальность лучше некуда – если посмотреть со стороны (как в случае с лучшим другом Пола Петером).

Мы мыслим – значит, мы существуем. Но это не значит, что живем. Возможно, что жизнь и есть самая большая иллюзия, когда-либо придуманная человеком. Те, кто смирился с этим, так и остаются до конца циниками и фашистами – как Виктор, один из друзей Пола, который вместе с ним проходил лечение. Виктор на самом деле не такой уж сумасшедший, он просто пользуется таким положением. А если послушать, то его мысли не так уж и безумны. Однако в фильме есть еще один герой – в чем-то беспечный, в чем-то наивный Оли, который думает, будто он сочиняет песни для Beatles и телепатически передает их им. Его даже не заботит тот факт, что такой группы уже давно нет. Он существует в своем мире и он воспринимает жизнь такой, какая она есть, не пытаясь что-либо оправдать или найти объяснение. Мне кажется, что и Пол, и Петер, и Виктор, и даже Оли – всё это вариации одного человека, его грани, его альтернативы. У которого есть только один выбор: либо жизнь, либо смерть – одно из двух и третьего не дано. Получается в итоге довольно банально: выбирая между жизнью и смертью, ты всё равно выбираешь смерть, ведь в первом случае ты получаешь лишь отсрочку, которая не спасёт тебя от неизбежного.

Этот фильм отснят в 2000 году исландским режиссером Фридриком Тор Фридриксоном. В главной роли снимался Ингвар Эггерт Сигурсон. Кроме него – Балтазар Кормакур, Бьорн Йорундур Фробьорнсон, и другие тоже (на самом деле мне лично ни о чём не говорящие имена и фамилии). В основу фильма легла подлинная история брата Эйнара Гудмундсона, постоянного соавтора режиссера. Музыку к этом фильму написал Хильмар Эрн Хильмарсон. На родине этот фильм был отмечен несколькими кинопремиями. И совершенно не зря. Хотя в первые пятнадцать минут фильм кажется совершенно скучным, но потом, втянувшись в историю, повнимательней присмотревшись (и даже прислушавшись) к героям, я поняла, что это очень емкая, живописная и многогранная история. Если бы это была книга, то это была бы одна из самых интересных книг, когда-либо написанных. Хотя Вселенная уже не раз нам доказывала, что по-настоящему интересные истории сложно придумать, и в основе самых интересных фильмов и книг лежат события, действительно когда-то происходившие – ведь жизнь гораздо интересней, чем это может показаться.

Фильм не так безнадежен, как это может показаться при просмотре. В конце фильма Пол предсказуемо кончает с собой, но он остается жить – в памяти своих родителей, на страницах своего дневника, в своих картинах... И пусть финальная песня называется финальной (даже если это потрясающая баллада группы Sigur Ros), мне кажется, что это еще не конец. Мы ведь не знаем, куда летят ангелы вселенной...

 

3 февраля 2002 г., в редакции 2016

Впервые опубликовано на kinokritik.narod.ru

IMDb

 

 

Главная страницаЕщё про кино

 

МэтрыСветописьМыслеблудиеАрхив X-files ЛитерографияДемиург

 

2016 © Таэма Дрейден, НеРеалии